35
тое место (вместо шестого), что свидетельствует о значительном напряжении
механизмов адаптации у студентов при обучении в Вузе.
2. Комплексная гигиеническая оценка показала, что условия и режимы обуче-
ния в обследованных Вузах имеют существенные недостатки:
- по расположению Вузов, площадям учебных помещений и оборудованию, па-
раметрам учебной среды (сниженный уровень освещенности в 38,9% заме-
ров, несоответствие параметров микроклимата в 39,7%, уровней электромаг-
нитных полей в 5,6%); санэпиднадзор за Вузами не включал контроль за ре-
жимом обучения и нагрузкой студентов;
- превышение учебной нагрузки за счет внеаудиторных занятий (для учащихся
медицинской специализации), сокращение продолжительности ночного сна,
числа приемов пищи, физической активности и времени активного отдыха,
повышенную утомляемость (на утомление после занятий указывали 91,6%
опрошенных студентов, на головные боли – 75%, на боли и неприятные
ощущения в области сердца – 66,6% респондентов, 30% отмечали повышен-
ную тревожность, у 25% – негативные эмоциональные переживания);
- при организации учебного процесса и составлении учебного расписания не
учитывалась интенсивность нагрузки, обусловленная трудоемкостью пред-
метов;
- важным дополнительным фактором увеличения физиологической цены полу-
чения высшего образования являются экзаменационные стрессовые воздей-
ствия, что отмечают 75,6% студентов - медиков, 64,7% студентов педагоги-
ческого университета и 60,8% - Института сервиса. Установлено, что
наибольший вклад в развитие стрессовой ситуации на экзамене вносит ис-
ходный уровень здоровья (вклад в общую дисперсию 67%), дефицит сна, вы-
сокое эмоциональное волнение (19%) и низкие индивидуальные адаптивные
возможности (8,5%).
3. Оценка интенсивности учебного процесса в высшей школе должна базиро-
ваться на балльной шкале трудности предметов, учитывающей характер предмета,
объем учебного материала и запоминания, время образовательной деятельности (в
том числе внеаудиторную нагрузку), организацию занятий, отношение к предмету.
По степени трудоёмкости выделены 4 группы предметов: