Стр. 180 - 2

Упрощенная HTML-версия

патологических процессов на животных. От разделения патологии человека на две
дисциплины понесла утрату и наука, и несовершенной оказалась система подготовки
будущих врачей.
Тем не менее, патологическая анатомия сегодняшнего дня, впитавшая в
себя знания из области физиологии, химии, биохимии и других дисциплин, не
замыкается на регистрации фактов, отражающих только морфологические
проявления болезней, а решает вопросы механизмов развития патологических
процессов, и, таким образом, диагностика болезней ведется с морфо-
функциональных позиций.
И становление коллектива кафедры, и его место в вузе, и отношение к
кафедре коллег преподавателей да и студентов, несомненно, определяется
приверженностью ее сотрудников к науке. Я имею основание говорить о том, что
наша кафедра занимала одно из ведущих мест в институте в определении
научных направлений, уровня методического обеспечения исследований, их
значимости в рамках фундаментальных и прикладных задач.
Мой учитель Илларион Сергеевич Новицкий генерировал идеи изучения
проблем инфекционных и паразитарных болезней, онкологии. На нашей кафедре,
которой он руководил многие годы, в рамках этих проблем были выполнены
десятки работ, в том числе докторские и кандидатские диссертации и
патологоанатомов, и клиницистов. И сегодня я и мои сотрудники оказываем
консультативную помощь специалистам разного профиля при выполнении ими
исследований.
По понятным соображениям я должен говорить сегодня лишь о той части науки,
которая выполнялась сотрудниками по патологической анатомии в тот период, когда мне
доверено руководство кафедрой.
Мои первые работы, а затем и исследования моих учеников (Ю.Н. Глухих,
A.M. Кочетов) были посвящены патологии нервной системы. Мною, в частности, впервые в
истории изучения ревматизма было дано морфологическое обоснование многообразным
синдромам вегетативных расстройств, возникающих у больных на разных этапах течения
болезни. Подобные исследования при лейкозах выполнены A.M. Кочетовым.
Многие годы сотрудники кафедры, наращивая методическое обеспечение работ,
расшифровывали гистогенез опухолей. Мой ученик В.Л. Коваленко, моделируя в
эксперименте рак легкого, доказал, что раковые опухоли легких гистогенетически связаны
не только с эпителием слизистой бронхов, но и с альвеолярным эпителием. Именно за эти