Этому направлению следовал мой учитель Илларион Сергеевич Новицкий. Он и
все мои коллеги, с которыми мне пришлось сотрудничать, четко представляли, что
только на этом пути можно решать вопросы пато- и морфогенеза болезней, а в
практике - достигать максимального в установлении достоверности диагноза.
Я в своей работе всегда с уважением отношусь к мнению клиницистов и
они, думаю, понимают меня, даже в тех случаях, когда наши суждения расходятся.
Я должен обозначить основные задачи, которые решаются патологической
анатомией в медицинском вузе, в науке и практическом здравоохранении. Следуя в
процессе преподавания за дисциплинами, которые дают необходимые знания
студентам в области структур и функций на разных уровнях возможного познания
их, я имею в виду анатомию, гистологию, физиологию, биохимию, патологическая
анатомия призвана показать характер и сущность изменений, которые возникают в
структурах при заболеваниях. И здесь надо подчеркнуть, что бытующее и поныне
представление
о
существовании
функциональных
болезней
является
методологически неправильным. Структура и функция сопряжены. Я позволю себе
процитировать сказанное по этому поводу известным терапевтом академиком В.Х.
Василенко: «Функция без структуры немыслима, структура же без функции
бессмысленна». Я думаю, этим все сказано! И нет нужды развивать критику
представлений о функциональных болезнях.
И в те годы, когда я уже работал в патологической анатомии, на основе
внедрения в научные поиски методических приемов высокой раз-
решающей способности (ферментогистохимия, электронная микроскопия,
ауторадиография, иммуноцитохимия) были получены достоверные факты о
морфологическом субстрате ферментопатий, отдельных форм гепатитов,
нефритов, существовавших до того как групповые понятия. Можно только
сожалеть, что в свое время, а было это в конце прошлого столетия, произошло
разделение общей патологии на патологическую анатомию и патологическую
физиологию. Таким образом, в нашей стране, и, в особенности в советское время,
патология человека как цельная наука, включающая знания о структурах и функциях
в их сопряжении при болезнях, была похоронена. И произошло это, я думаю, как это у
нас обычно водится, в угоду личности. Патологическая анатомия, в том числе и в
обучении студентов, потеряла знания и факты, которые нужны для оценки
патогенетических механизмов болезней, а патологическая физиология вообще
оказалась отторгнутой от больного, и все заботы ее сводятся лишь к моделированию