ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «БОТАНИКА»
Ботаника
в высшем фармацевтическом образовании является общетеоретической, базисной
дисциплиной в системе подготовки провизора. С одной стороны, она нужна для овладения
специальной фармацевтической дисциплиной - фармакогнозией, с другой, - дает будущим провизорам
основы биологических знаний, необходимые для понимания и усвоения ряда медико-биологических
дисциплин, изучаемых в фармацевтическом вузе - микробиологии, физиологии человека, биохимии,
фармакологии и др.
Преподавание ботаники должно обеспечить развитие у студентов интереса к своей
специальности и понимание важности вопросов рационального использования богатейшей
лекарственной флоры России.
Для выполнения этой цели в рамках учебного процесса реализуются следующие наиболее
важные
задачи:
1.
Изучить основные биологические закономерности развития растительного мира и
растений определенных систематических групп.
2.
Изучить разнообразие морфологических и анатомических структур вегетативных и
генеративных органов растений.
3.
Изучить строение растительной клетки и основные физиологические процессы,
происходящие в растительном организме.
4.
Изучить основы систематики прокариот, грибов, низших и высшихрастений, типы
размножения организмов и циклы их развития.
5.
Изучить таксоны, включающие лекарственные виды, изучаемые вкурсе фармакогнозии,
и диагностические признаки растений, которыми пользуются при определении сырья.
6.
Изучить основы экологии растений, фитоценологии, географии растений.
7.
Привить навыки работы с микроскопом, умение готовить временные микропрепараты.
8.
Привить навыки самостоятельной работы с определителем и другой ботанической
литературой.
Учитывая, что курс ботаники является не только теоретической, но и практической основой
фармакогнозии, преподавание ведется на объектах, имеющих лекарственное значение.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ КУРСА БОТАНИКИ
В итоге прохождения курса ботаники студент должен
знать:
1. Основные биологические
закономерности развития растительного мираРазнообразие морфологических и анатомических
структур вегетативных и генеративных органов растений.
2.
Растительные группы, включающие лекарственные виды, изучаемые в курсе
фармакогнозии.
3.
Диагностические признаки растений, которыми пользуются при определении сырья.
4.
Основные положения учения о клетке.
5.
Основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме.
6.
Основные типы размножения организмов и циклы их развития.
7.
Основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений.
8.
Закономерности развития растений определенных систематическихгрупп.
9.
Основы экологии растений, фитоценологии, географии растений.
Студент должен
уметь:
1.
Самостоятельно работать с ботанической литературой. Работать с микроскопом и
бинокуляром.
2.
Готовить временные микропрепараты.
3.
Проводить анатомо-морфологическое описание растения и его вегетативных и
генеративных органов.
4.
Самостоятельно работать с определителем.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
В соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, на
заочном отделении предмет ботаники преподается на 2 курсе. На изучение дисциплины отводится
144 часа, из них 20 часов лекций, 28 часов практических занятий и 96 часов самостоятельной
работы, во время которой студенты выполняют 2 контрольные работы. По итогам освоения курса
студенты сдают экзамен.