Стр. 128 - 2

Упрощенная HTML-версия

128
– Дмитрий Михайлович, вы ветеран Тихоокеанского флота, участник
войны с Японией. Награждены медалью «Юнга огненных рейсов». Как вы стали
врачом? Где впервые вам пришлось оказать медицинскую помощь?
– Впервые это случилось в юношеском возрасте на берегу Амурского залива во
Владивостоке, когда мне пришлось делать искусственное дыхание утопающему.
Однако надо быть откровенным – этот случай никоим образом не повлиял на выбор
в дальнейшем специальности врача. А вот в студенческие годы ночные
дежурства в хирургической клинике – это время, памятное моему сердцу.
Дружная группа студентов нашего курса была увлечена хирургией, почти все
свободное время мы проводили в 1-й городской клинической больнице.
Вы один из лучших лекторов института, который пользуется
популярностью, искренним уважением у студентов. Кто из учителей оказал
наиболее заметное влияние на формирование вас как ученого и педагога?
– Мне кажется, что когда
речь идет о клиницисте, то его статусу ученого и
педагога предшествует большой и, на мои взгляд, самый важный этап – это
формирование врача-специалиста, в хорошем смысле слова – профессионала.
Потому что прежде, чем учить и серьезно заниматься наукой, надо самому познать
специальность. Иными словами, надо стать врачом уже после окончания института
путем постоянного общения с больными, ежедневной работы с книгой. Прежде
всего, надо говорить о тех, кто привил качество, которое мы называем «умением
врачевать». Это понятие многогранное и объемное. Одним из самых важных его
моментов является доброе, душевное отношение к больному. Было когда-то в ходу
такое слово
– «милосердие», теперь оно стало как-то, к сожалению, забываться,
появились новые, звучные – «коммуникабельность», «диалог с больным» и т.д.
Сегодня, как и у большинства руководителей коллективов кафедр высших
учебных заведений, у меня сложилось определенное научное направление,
основным аспектом которого является изучение особенностей смешанных
инфекций.
Этот раздел предусматривает изучение группы острых инфекционных
заболеваний в сочетании с описторхозом (инвазия сибирской двуустки,
встречающаяся особенно часто в
Обь-Иртышском регионе). В этом направлении
работают все сотрудники кафедры инфекционных болезней и некоторых других
кафедр медицинского
института. Нам удалась объединить усилия научных
работников других городов (Тюмень, Томск, Сургут, Пермь, Иркутск), где также
осваиваются разделы большой общей темы. Таким образом складываются
полезные творческие и дружеские отношения.
Дмитрий Михайлович, за последнюю пятилетку нами подготовлено 10
кандидатов наук, в настоящее время под вашим руководством работают 6
диссертантов. Считаете ли вы, что в настоящее время все ученые-медики
должны чувствовать особую ответственность за практическое применение
результатов научной работы?
Мне прежде всего хочется обратить внимание на новую формулировку
вопроса – «совместная работа», а не «помощь органам практического
здравоохранения», как это звучало несколько раньше. Одним из разделов этой
работы, где должен принимать активное
участие ученый, является подготовка
кадров через интернатуру, клиническую ординатуру, аспирантуру, работу научного
общества, реализацию
индивидуальных научных планов с практическими врачами.
Совершенно уверен в том, что подбор научных кадров, в частности, в аспирантуру,
должен осуществляться самим руководителем, который несет более серьезную
ответственность за своевременность и полноту выполнения плана научной
тематики.