Стр. 83 - 2

Упрощенная HTML-версия

83
круговую схему иконы. Кардинально изменился цвет, он стал тяжёлым, густым, наложен
светонепроницаемым слоем. Облик ангелов далеко не хрупок и лишён одухотворённости.
Из-под кисти Ушакова выходили иконы сложного содержания, с большим
количеством персонажей (Седьмой Вселенский собор), с введением реального пространства и
реального времени (Древо государства Московского). Это были уже не столько иконы как
моленные образы, сколько историко-аллегорические картины с развитой идеологической
концепцией.
Развитие реалистических тенденций в иконографии привело к появлению портретного
жанра. Этому способствовало и мировоззрение переходного периода, выдвинувшее на
первый план не идеального рублевского человека, а конкретного, живущего свободной
мирской жизнью.
Портрет – парсуна
(от лат. «персона» – личность) появился на рубеже
XVI–XVII вв. Это первые светские портреты, но написанные в иконографической манере. В
парсунах художникам удавалось передать внешнее сходство и отчасти отразить характер
человека. Лучшие работы: портреты Ивана IV Грозного и князя М.В.Скопина-Шуйского.
Искусство XVII в. сделало огромный шаг вперед в своем развитии, но не привело пока
к созданию нового творческого метода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какой высокой нравственной силой должен был обладать русский народ, создавший
на заре своей истории такое удивительное искусство, выразившее постоянное стремление
людей к красоте духовной! Ни мощное заимствование византийской культуры, ни
разрушительное действие ордынского ига не могли помешать русской живописи иметь своё
яркое самобытное лицо. Складывавшаяся веками славянская народная культура активно
соперничала с догматической церковной традицией, внося в неё живительные силы, создавая
богатое своеобразие местных творческих школ. Апофеозом, «Золотым веком» русской
иконописи стало искусство XIV–XV вв., выразившее патриотический подъём борцов за
национальную свободу и объединение разрозненных земель. Но потом общий уровень стал
заметно снижаться. Активное проникновение в икону реалистических элементов вступило в
глубокое противоречие с её идейным строем. Икона «перестала быть свидетельством
православия»
90
, что говорило о падении уровня церковного сознания в XVII веке. Однако,
древние иконы остались навсегда как высокие образцы искусства. Они и сейчас поражают
нас удивительной цельностью и глубокой одухотворённостью.
Роль иконы в современном мире возрастает. Для светского человека она является
несомненной эстетической ценностью и носителем неисчерпаемой информации. Человек
верующий получает от неё помощь в молитвенном углублении и духовном делании.
Входящий в Церковь находит в иконе лучшего учителя, потому что образно-символическим
языком содержание догматов раскрывается гораздо глубже, чем словом. Современное
богословие всё больше рассматривает икону как невербальный способ христианской
проповеди.
Вопросы для самопроверки
1.
Каковы причины принятия христианства на Руси?
2.
Как принятие христианства повлияло на развитие русской культуры?
90
Успенский Л. Указ.соч.- С.21.