Стр. 25 - 2

Упрощенная HTML-версия

25
1.
Берёзовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русскорй культуры. – М., 2002.–Ч.1.
2.
Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве.– М.. 1974.
3.
Велесова книга .– М., 1995.
4.
Гобарев В.М. Русь до Рождества Христова.– М., 1996.
5.
Карамзин Н.М. Предания веков.– М., 1988.
6.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Любое издание.
7.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила.– СПб,1994.
8.
Мифы древних славян. Велесова книга.– Саратов, 1993.
9.
Очерки истории культуры славян.– М., 1996.
10.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.– М., 1988.
11.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.– М., 1981.
12.
Фаминцын А.С. Божества древних славян.– СПб, 1994.
13.
Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.
Тема 2. СИМВОЛИКА НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ
ИСТОКИ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ
Вы уже получили некоторое представление о мировоззрении язычников, об их взглядах на
устройство мира и управление им таинственными силами. Существенно дополнить
языческую картину мира поможет знакомство с народными обрядами и обычаями,
вобравшими в себя мудрость многих поколений наших предков, богатейший материал по
истории человечества, его духовной культуре.
Невозможно представить жизнь современного общества без Масленицы, Пасхи или Нового
года. Причем, мы стараемся следовать старинным традициям, зачастую не понимая их
смысла. Но почему же народная память в течение тысячелетий сохраняла этот жизненный
опыт?
Начало формирования народных обычаев и обрядов
8
восходит к далеким языческим
временам, когда зарождались аграрные культы и культ предков, хотя корни некоторых
традиций обнаруживаются уже в первобытной охотничьей культуре. С крещением Руси
появились другие обычаи, произошло наложение христианских обрядов на языческие. Новое
время обогатило их европейским влиянием. В результате всех модернизаций утрачивался
первоначальный смысл обрядовых действий, менялись они сами, превращаясь все более в
обычные развлечения.
Возможно ли сейчас восстановить забытое и насколько необходимо это нам? Реконструкция
духовной культуры далекого прошлого очень сложна из-за недостатка источниковой базы.
Зачастую ученые вынуждены основываться только на косвенных данных, особенно при
изучении первобытного общества. Но и прямые свидетельства (палеоантропологические –
останки людей, археологические – орудия, следы строений, бытовые и культовые предметы,
наскальные рисунки и проч., фольклорные – мифы, сказки, песни, игры и т.д.) можно
интерпретировать по-разному. Многие явления помогает понять этнография. Важное
значение придается и общетеоретическим положениям о становлении человеческого
общества. Однако любые выводы неизбежно являются гипотетическими, и об этом следует
всегда помнить. Несмотря на это, проведенные учеными исследования помогли воссоздать
многие обряды и обычаи, а вместе с ними увидеть, как наши предки постепенно осваивали
8
Обычай
- это вошедшее в привычку общее правило, сложившееся исторически в результате многократного
повторения людьми определенного варианта поведения..
Обряд
- одна из форм реализации обычая наряду с
рациональными действиями.