Стр. 133 - 2

Упрощенная HTML-версия

133
Олифа
– жидкое плёнкообразующее вещество, приготовляемое из высыхающих масел (льняного,
конопляного) и их смесей с другими маслами; защищает красочный слой от внешних
воздействий и, пропитывая краски, придаёт им прозрачность и общность тона.
Ордер
– строго определённое сочетание несущих и несомых частей в архитектурной конструкции и
оформляющих её декоративных элементов. Основные ордера: дорический, ионический,
коринфский.
Охра
– минеральная (глиняная) краска от бледно-жёлтого до красно-коричневого цвета.
Паволока
– в иконописи ткань, наклеиваемая на доску для лучшего сцепления грунта с
поверхностью доски.
Палитра
– подбор цветов, характерных для живописной манеры художника.
Паникадило
– светильник со множеством свечей или лампад.
Парадигма
– (в истории культуры) общепринятая модель доминантных ценностей конкретной
культурно-исторической эпохи.
Парсуна
– произведение портретного жанра в русском искусстве конца ХVI-ХVII вв., сохраняющее
отдельные приемы иконописи.
Парус
– в архитектуре один из элементов венчающей зоны крестово-купольного храма,
сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата основания к окружности
купола.
Патриархат
– тип культуры, характеризующийся доминирующим положением мужчины в
хозяйстве, обществе, семье. Возникает на заключительном этапе разложения первобытно-
общинного строя в связи с переходом к оседлому образу жизни и подъемом хозяйственной
деятельности (развитием скотоводства, плужного земледелия, металлообработки).
Перегородчатая эмаль
– техника декоративно-прикладного искусства, где разноцветной эмалью
заполняются ячейки между золотыми нитями, ленточками, перпендикулярно припаянными к
несущей металлической пластине.
Пилястра, лопатка
– в архитектуре прямоугольный выступ на поверхности стены, модификация
ордерной колонны; как правило выступает из плоскости стены на четверть своей ширины.
Плавь
– в живописи тонкое письмо путём наложения прозрачных слоёв красок поверх основного
тона, выполненного более плотным слоем. Скрывает движение кисти. Производит
впечатление нерукотворно созданной поверхности изображения.
Подлинник иконописный толковый
– сборник описаний сюжетов и персонажей.
Подлинник иконописный лицевой
– сборник образцовых рисунков-«прорисей», используемых
иконописцами в качестве руководства при создании произведений.