130
Существенную трансформацию приобрело в трудах Григория Паламы – создателя
фундаментального учения о сообщаемости божественных энергий, о возможности
приобщения человека к нетварному миру. На Руси последователи – Сергий Радонежский,
Нил Сорский и др.
Канон
– правило, установленное и узаконенное церковью.
Капитель
– верхняя часть колонны или пилястры, пластически оформленная.
Картина мира
– смысловое определение, которое человек дает окружающему его природному и
социальному ландшафту.
Картуш
– декоративная деталь в виде полуразвернутого свитка.
Киот
– шкафчик, ящичек, в который помещалась одна или несколько икон.
Клеймо
– в иконописи небольшая композиция с самостоятельным сюжетом, являющаяся частью
единого замысла иконы. Клейма располагаются вокруг центрального изображения, обрамляя
и дополняя его.
Кликушество –
вид бесноватости, при котором в человеке «кличет» нечистая сила.
Клирос
– место на возвышенной предалтарной части (солее), на котором во время богослужения
находятся певчие и чтецы, слева и справа от центральной оси.
Ковчег
– в иконописи – средняя углублённая по отношению к полям часть иконы.
Кокошники
– декоративные элементы полукруглой или килевидной формы, располагающиеся на
стенах, сводах, вокруг барабанов культовых зданий.
Колдун, колдунья
(ведьмак, ведьма, чаровник, чаровница) – человек, обладающий демоническими
свойствами, способный оборачиваться в любое животное, наводящий порчу на людей и скот.
Колорит
– система соотношений цветовых тонов, образующая определённое единство.
Композиция –
структурная взаимосвязь элементов художественного произведения, обусловленная
содержанием и во многом определяющая цельность его восприятия.
Консоль
– выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз,
балкон или декоративную скульптуру.
Красный угол
– в крестьянской избе передний правый угол, где стоят или висят иконы, горит
лампада. Обычно Красный угол обращён на юго-восток.
Кремль, детинец
– центральная, укрепленная часть города.
Крестово-купольный тип
– архитектурная система, в которой к подкупольному квадрату в центре
здания, увенчанному куполом, обращены четыре цилиндрических свода, образующих в плане
крестообразную структуру. Тем самым купол оказывается в центре двух взаимно