Семинарское занятие №3
1. Категории, выражающие устройство, организованность бытия: общее –
особенное – единичное, часть – целое, система – элемент – структура, форма – содержание,
сущность и явление.
2. Категории, выражающие универсальные связи детерминации: причина –
следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность.
Вопрос 1
.
Понятие
единичного и общего.
Различные подходы в решении вопроса о
существовании единичного и общего в истории философии: Платон, Аристотель, реализм,
номинализм. Современное решение вопроса.
Диалектика общего и единичного. Приведите примеры их взаимного перехода друг в
друга. Проследите процесс возникновения новых биологических видов, новой моды, новых
норм морали и др. Почему единичное богаче общего?
Понятие
особенного
. Может ли единичное и общее быть особенным? Что является
общим, особенным и единичным в процессе индивидуального развития организма, человека,
установления диагноза заболевания?
Методологическое значение категорий «общее», «особенное» и «единичное» в
познании, практической деятельности, медицине. Определяющая роль общего. Могут ли в
своей деятельности люди руководствоваться только общим? Почему игнорирование
особенного деформирует общее? Прокомментируйте слова Гегеля о том, что общее
«воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного».
Прав ли Энгельс, утверждая, что «мы в мыслях поднимаем единичное из единичности
в особенность, а из этой последней во всеобщность…» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
С. 548, 540). Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
С чем связана установка в медицине на необходимость лечить больного, а не болезнь?
Категории «специфическое» и «неспецифическое» в медицине.
Понятие части и целого
. Механистическое представление о взаимоотношениях
целого и частей (меризм, редукционизм). Можно ли биологическое представить как простую
сумму механического, физического и химического? Можно ли сказать, что части
предшествуют целому? Как в рамках меризма решается вопрос о соотношении интересов
индивидов и общества?
Абсолютизация роли целого (холизм). За счёт чего целое признаётся больше своих
частей? Можно ли сказать, что целое предшествует своим частям? Как в рамках холизма
решается вопрос о соотношении интересов индивидов и общества?
Диалектический подход к решению вопроса о соотношении целого и частей как
частный случай решения проблемы соотношения высших и низших форм движения материи.
Количественный и качественный аспект соотношения целого и частей. Что придаёт целому
новое качественное состояние по сравнению с простой механической суммой его частей?
Принцип целостности. Типы целостности: структурный (связи строения),
функциональный (связи функционирования) и генетический (связи развития). Приведите
примеры данных типов целостности.
Несёт ли часть на себе черты качественной определённости целого и может ли она
существовать самостоятельно? Является ли совокупность неорганических образований
частью целого человеческого организма? Может ли целое существовать без отдельных своих
частей?
Как с точки зрения диалектики части и целого следует рассматривать
взаимоотношения между личностью и обществом?