ракеты и, прорезая эти остатки, зажигают их в организмы». Достоинства и недостатки
эволюционных теорий.
Основные положения, достоинства и недостатки равновесно-интеграционной
концепции развития (Г.Спенсер, Л.Ф.Уорд) и теории конфликта (Р.Дарендорф)
Вопрос 2.
Сциентисткий (рациональный) и аксиологический (ценностный) подход в
осмыслении прогресса. Попытки их интеграции. Обоснование необходимости идеи
прогресса. Прокомментируйте слова русского историка Н.И. Кареева (1850–1931), который
отмечал, что понятие прогресса должно дать идеальную мерку для оценки хода истории, без
каковой оценки невозможен суд над действительной историей, невозможно отыскание её
смысла. Применяя эту идеальную мерку «к последовательности исторических фактов, мы
оцениваем ход истории как совпадающий или несовпадающий с этим идеальным порядком,
т.е. как прогрессивный или регрессивный, и, подводя общий итог, высказываем свой суд над
целым действительной истории, определяем его смысл» (Кареев Н.И. Собр.соч. Т.1.
«История с философской точки зрения». СПб., 1912. С. 122–123).
Убедительны ли доводы тех, кто отрицает идею прогресса на основании того, что 1)
достигнутые положительные результаты в процессе исторического развития могут быть
утеряны; 2) понятие прогресса есть проявление господства телеологизма, т.е.
предначертанности развития. Прокомментируйте в связи с этим следующие высказывания
Г.Фишера: «Факт прогресса ясно и чётко начертан на скрижалях истории, однако прогресс не
является законом природы. Достигнутые одним поколением может быть утеряно
следующим» (Цит. по: Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.II.М., 1992. С.227) и
К.Поппера: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены
прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет
смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит
двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для
истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и
мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых
зависит свобода, а вместе с тем и прогресс» (там же, с. 322).
Критерии прогресса в неорганической, органической природе и в обществе. Является
ли целостная макроскопическая система сложнее (прогрессивнее) такого её элемента как
движение микрочастиц? Дело в том, что движение микрочастиц «подчиняется сложным
волновым законам; при объединении частиц в молекулы и макроскопические тела волновые
свойства становятся практически незаметными, поскольку длина волны де Бройля при
увеличении массы стремится к нулю. Соответственно квантовые законы движения уступают
место законам классической механики; последние являются более простым, частным случаем
квантовых закономерностей» (см. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М. 1999. С.497).
Проанализируйте с точки зрения прогресса состояние современного российского
общества.
Универсальный критерий прогресса. Относительный характер прогресса, его
зависимость от «точки отсчёта» Понятие регресса. Взаимосвязь прогресса и регресса. Формы
прогрессивного развития.
Вопрос 3.
Диалектика как теория и метод познания развивающегося мира. Основные
исторические этапы развития диалектики. Античная диалектика: Гераклит, Зенон, Сократ,
Платон, Аристотель.
Диалектика классической немецкой философии. И.Кант: открытие антиномичности
разума. О каких противоречиях, открытых Кантом, говорит известный исследователь его
философии В.Ф.Асмус: «Диалектический характер функции разума состоит не только в том,