Стр. 34 - 2

Упрощенная HTML-версия

2. Иррационалистическое направление в философской мысли (А. Шопенгауэр, Ф.
Ницше), его значение для западноевропейской философской традиции.
Семинарское занятие №2
1. Экзистенциальная философия как открытие фундаментальных основ
человеческого существования (от С.Кьеркегора к М. Хайдеггеру, К. Ясперсу, Ж.-П. Сартру,
А. Камю)
2. Позитивизм и его эволюция. Современные формы позитивизма.
3. Постмодернизм.
Темы рефератов
1. Философия
бессознательного
как
творческое
продолжение
идей
иррационализма.
2. Экзистенциализм: поиск основ подлинности человека (по произведениям А.
Камю, Ж.-П. Сартра)
3. Философия языка и современная проблема науки.
4. Постмодернистское мышление: за и против. (К вопросу об основаниях
постмодернизма).
Семинарское занятие № 1.
Вопрос 1.
Изменение ценностной картины мира на рубеже XIX–XX веков: разрушение
фундаментальных человеческих ценностей – Бог, Закон, Разум, Абсолютная истина.
Открытие многогранности и неопределенности (феноменальности) мира. Проблема
самоопределения человека и его места в «безразличной к нему и его поискам Вселенной»,
потеря человеком привилегированного положения в мире. Реальность одиночества,
заброшенности, абсурдности человеческого бытия, чувство собственной ничтожности
относительно открывающейся бесконечности времени и пространства (научные открытия в
физике, химии, геологии, биологии, психологии, космологии XIX – н.XXвв.). Переживание
как единственно подлинная реальность, как единственная возможность собственного
бытийствования. Преодоление кризиса рациональности духом романтизма: признание
иррациональной основы мира как другой стороны существования мироздания и человека,
новое определение реальности.
Вопрос 2.
Идея Мировой воли (А. Шопенгауэр) и осознание могущества и
непостижимости жизни. Проблема новых форм философствования. Категория «жизни» и
утрата миром объективности: «Мир есть мое представление – вот истина для всякого
живущего существа» (А. Шопенгауэр). Единство мира и человека, проблема свободы
человека.
Ф. Ницше как ниспровергатель всяких ценностей и «освободитель» человеческого.
Неопределенность мира и жизнеутвержающая воля к власти (открытие дионисийского истока
человеческого бытия). Метафизическое рождение человека как внесение порядка в хаос и
неопределенность мироздания: идея «вечного возвращения». «Новое» рождение Бога и идея
Сверхчеловека. Сверхчеловек как прорыв к ценностям, лежащим «по ту сторону Добра и
Зла», прорыв в мир Свободы. Понимание Истины как того, что
должно сотворить
человеку.
Значение философских идей Ф. Ницше для современной философии.
Семинарское занятие №2