Семинарское занятие № 1
1. Кант – основоположник немецкой классической философии. Докритический
период творчества Канта.
2. Теория познания.
Вопрос 1.
Социально-политические и духовные предпосылки возникновения немецкой
классической философии, её основные представители. Вехи жизненного пути И.Канта (1724–
1804). Два периода творчества. Докритический период. Основные достижения этого периода.
«Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) – основной трактат этого периода.
Проблема фундаментальных основ научного знания.
Прокомментируйте мысль Канта о том, что если одной материи и её законов вполне
достаточно для того, чтобы объяснить, как сложилось во времени мироздание и каким
образом пришло оно к его современному виду, то этого совершенно недостаточно для того,
чтобы «отчётливо и исчерпывающе объяснить из механических оснований возникновение
хотя бы одной травинки или гусеницы».
Охарактеризуйте эволюцию взглядов Канта по следующим его высказываниям
относительно трудностей и возможностей познания: «Я прекрасно вижу все эти затруднения
и всё же не падаю духом. Я сознаю всю силу встающих передо мною препятствий и всё же не
унываю» (Иммануил Кант. Соч. в 6-ти тт. Т.1. М. 1963. С.117). «Дайте мне материю, и я
построю из неё мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен возникнуть
мир» (Там же. С.126). Годом позже Кант писал: «…Разнообразные явления жизни в природе
и их законы – это всё, что дозволено нам познать, тогда как самый принцип этой жизни, т.е.
духовную природу, о которой не знают, а строят лишь предположения, нельзя мыслить
положительно, так как для этого нет никаких данных во всей системе наших ощущений»
(Указ. соч. Т.2. С.331).
Основные направления теоретических изысканий Канта в докритический период.
Главная проблема философии. 4 великих вопроса философии критического периода.
Вопрос 2.
Основной труд – «Критика чистого разума». «Коперниканский переворот» в
философии. Отношение Канта к эмпиризму и рационализму новоевропейской философии.
Априоризм. 2 части опыта. Единство субъективного и объективного моментов знания.
Отличие априоризма Канта от концепции врождённых идей Декарта.
Понятие субъекта познания. Эмпирический и трансцендентальный уровни субъекта
познания. Значение выделения трансцендентального уровня. Способности познания.
Априорные формы чувственного познания. Признаётся ли эмпирическая реальность
пространства и времени? Что является предпосылкой достоверности математического
знания? Рассудок – высшая познавательная способность человека. Априорные формы
рассудка. Что является основой теоретического естествознания?
Конструктивная деятельность сознания. В чём состоит природа науки?
Прокомментируйте следующее выражение Канта: «Дело же обстоит так, как если бы мир
явлений был специально придуман каким-то иным рассудком сообразно нашим
познавательным способностям». Объективный характер знаний. Условие познания и
свидетельство здравого человеческого ума.
Разум как высшая способность субъекта. Чистые понятия разума. Роль разума в
познании. Антиномии. Причины возникновения антиномий. Мир явлений (феноменов) и мир
сущностей, «вещей в себе», мир абсолютного и бесконечного (ноуменов). Безграничность и
ограниченность познания. Агностицизм Канта.
Прокомментируйте следующие положения Канта: 1. «Наблюдение и анализ явлений
проникает внутрь природы, и неизвестно, как далеко мы со временем продвинемся в этом». 2.