Стр. 173 - 2

Упрощенная HTML-версия

Омская государственная медицинская академия, г. Омск
Кафедра стоматологии детского возраста
Кариес зубов – это самое распространенное стоматологическое заболевание, которым
страдают в равной мере, как дети, так и взрослые. Его возникновению способствует
неудовлетворительное состояние полости рта, приводящее к накоплению мягкого микробного
налета на зубах.
Следует отметить, что распространенность и интенсивность кариеса зубов имеет
значительные колебания, в частности – в 3 – 6 лет при распространенности до 91%
интенсивность кариеса зубов колебалась от 3,3 до 5,2.
Основополагающим принципом системы профилактики стоматологических заболеваний
является принцип возрастного подхода к реализации мероприятий. С особой тщательностью
необходимо проводить обучение гигиене полости рта детей дошкольных учреждений в возрасте
3 - 5 лет. Недостаток гигиенических знаний приводит к нарушению элементарных
гигиенических норм и правил ухода за полостью рта, вследствие чего повышается
поражаемость кариесом.
Центральным звеном в первичной профилактике является формирование здорового
образа жизни, которое включает в себя такое направление, как гигиеническое воспитание.
Гигиеническое воспитание включает санитарно – просветительную работу и обучение методам
гигиены полости рта не только детей, но и родителей, воспитателей, медицинских работников.
Целью нашей работы является повышение эффективности первичной профилактики в
организованных детских дошкольных учреждениях.
В нашей работе поставлены следующие задачи: провести обследование детей,
определить гигиеническое состояние полости рта, провести гигиеническое воспитание
дошкольников по методике Сунцова В.Г. и на основании полученных данных оценить
эффективность проведенной методики.
В план обследования были включены индекс интенсивности кариеса зубов, индекс
гигиены по Пахомову.
В ходе исследования было обследовано 90 детей в возрасте с 3-х до 6-ти лет,
посещающие детские дошкольные учреждения (ДДУ). Дети в контрольной и исследуемой
группах были разделены на три возрастные группы: 2 младшая группа (3 – 4 года), средняя (4 –
5 лет), старшая группа (5-6 лет).
В трех исследуемых группах (по 15 человек) гигиеническое воспитание проводилось по
методике Сунцова В.Г.. Кратность проводимых занятий 2 раза в год. Контролем послужили три
группы детей (по 15 человек), где гигиеническое воспитание не проводилось.
Все дети в контрольных и исследуемых группах обследовались с периодичностью: до
проведения цикла занятий, через 6 месяцев, через 1 год, через 1,5 года.
Для обработки показателей применялись методы вариационной статистики с
использованием критерия Стъюдента и корреляционный анализ.
В начале исследования в обеих группах индексы гигиены и индекс интенсивности
кариеса зубов были одинаковыми.
Анализ наших исследований позволил установить, что редукция прироста кариеса в
группе детей 3 – 4 лет составил 14,3%, среди детей 4 – 5 лет – 25% и в группе детей 5 – 6 лет –
37,5% (таблица 1).
После проведенных мероприятий в исследуемых группах показатель ИГ у детей 3 – 4 лет
через 6 месяцев составил 2,7 баллов, что на 15% ниже фонового, по истечению 1 года ИГ
составил 2,6 баллов и к 1,5 годам 2,3 балла - на 18,75% от фонового. В группе детей 4 – 5 лет
через 6 месяцев ИГ составил 2,8 баллов, через год - 2,6 баллов, что на 13% от фонового, а через