Стр. 55 - 2

Упрощенная HTML-версия

55
Поехал в Томск, там закрыли институт стоматологии, кое-что там нашел. Закрыто
уже было и наше военное училище им. Щорса. Я прямо на склад. Там взял таблицы,
учебники, ржавые инструменты и даже кое-какое оборудование. Потихоньку начал
создавать и документацию. Привлек кадры – первой вышла на работу Ина Матвеевна
Гневшева, она из зубоврачебной Омской школы, потом пришел к нам Анатолий
Николаевич Косачев, затем Татьяна Игнатьевна Фроловская из госпиталя. Дело пошло
веселее.
Следующая задача – создать базу. Обратился к ректору – куда ткнуться? Пошел к
Колущинскому. В то время здание, где на Спартаковской находился бывший штаб
училища им. Щорса, было передано гражданскому училищу. Пошли смотреть.
Понравилось. Короче, с вмешательством Москвы отобрали мы это здание. В каждом
классе там стояли печи, которые топились дровами. По большому блату дали нам
заключенных. Они освободили классы от хлама, вынули печи, провели вентиляцию. Мы
все собирали, что надо было. Оборудовали.
И, наконец, открыли здесь на втором этаже клинику челюстно-лицевой хирургии и
хирургической стоматологии и кафедру данного профиля, которой я руководил (Запись
была сделана, когда А.М. Никандров работал профессором-консультантом. И.Т.).
Внизу – кафедры терапевтической (зав. кафедрой В.И. Карницкий) и
ортопедической (зав. кафедрой К.Ф. Лепихин) стоматологии.
Работа пошла полным ходом. Считаю, что для студентов в этот период были
созданы идеальные условия. Теория и практика рядом. Сразу среагировало Министерство
здравоохранения – на факультет ехали учиться врачи со всей Сибири и Дальнего Востока.
Отовсюду приезжали к нам и больные с различными патологиями нашего профиля.
Воплотилась в жизнь моя мечта – у нас была создана прекрасная база. Тридцать
девять лет я проработал на этом факультете. Они пролетели как один день. Все свои силы
и знания, большой практический опыт я отдавал студентам. И меня не покидает
ощущение, что моя работа была не напрасной. Бескорыстие, работоспособность,
граничащая с самоотречением, вечный поиск нового, беззаветное служение людям и,
прежде всего, больному – вот те черты, которые отличали студентов нашего факультета.
Но ведь это и мои черты, это ведь мой стиль работы, я знаю это. И всё воплотилось в них.
И они своей жизнью и сегодняшней работой доказали, что остались верны этим заветам.
Мне кажется, что я даже свои организаторские способности сумел передать им. И
продолжаю нести ответственность и за их жизнь, и за их поступки. И они не подвели.
Я горжусь своими наиболее выдающимися учениками – это и Владимир Вагнер, и
Валерий Леонтьев, и Павел Сысолятин, и Валерий Сунцов, и Петр Ивасенко, и Анатолий
Левенец, и Владимир Недосеко, и Владимир Семенюк и многие другие» (46).
Из рабочей характеристики А.М. Никандрова (7 января 1961 года):
«…После поступления на работу в ОГМИ хорошо организовал подготовку к
проведению занятий со студентами, хорошо читает лекции и проводит практические
занятия на IV курсе. Успешно работает над кандидатской диссертацией». Характеристику
подписали: В.П. Говоров (исполняющий обязанности ректора), Г.Л. Дубовик (секретарь
парткома) и С.А. Пулькис (председатель месткома).
* * *
Из воспоминаний Татьяны Игнатьевны Фроловской
(по записям А. Гопко):
«…Я закончила Томский медицинский институт и распределилась в город Омск. И восемь
лет проработала хирургом-стоматологом в первой городской больнице, она тогда
находилась на Орджоникидзе, 56. А затем год трудилась в военном госпитале на Гусарова,
откуда меня направили учиться в Военно-медицинскую академию в Ленинград. Когда
вернулась в госпиталь, а это был уже 1961 год, Анатолий Михайлович Никандров искал
себе кадры. Разузнал обо мне, стал настойчиво приглашать к себе на кафедру. С ним уже
работали два преподавателя – Анатолий Николаевич Косачев и Ина Матвеевна Гневшева.