Стр. 27 - 2

Упрощенная HTML-версия

27
базовых окружных госпиталей. К сожалению, связь с ним утеряна, но не сомневаюсь, что
этот сильный духом человек и сегодня отдает себя служению здоровья.
Итак, мы – студенты, причем студенты одной группы, приобщаемся к будням и
праздникам, системе вузовского обучения, отрабатываем режимы учебы, труда и отдыха.
Ретроспективно могу отметить, да, действительно, – «жизнь – это не те дни, что прошли, а
те, что запомнились». Здесь я намерен перейти непосредственно к теме вопроса,
поставленного передо мною автором книги, профессором РАЕ Таскаевым Иваном
Ивановичем: «Готовим к изданию книгу о творчестве профессора А.М. Никандрова!
Пожалуйста, несколько строк об этом уважаемом человеке».
Первое знакомство с Анатолием Михайловичем состоялось на лекциях, а затем на
клинических обходах в отделении хирургической стоматологии. Точнее сказать не в
отделении, а в палатах, выделенных для оказания специализированной помощи пациентам
соответствующего профиля. Анатолий Михайлович учил нас «своему делу, своему
мастерству». Тезис: «делай как я» полностью соответствовал принципам организации
учебного процесса на кафедре профессора А.М. Никандрова. Практический врач,
опытный хирург Анатолий Михайлович вместе с тем, понимая ответственность за научно-
учебное подразделение ВУЗа, интенсивно приступил к научной работе и вскоре защитил
кандидатскую диссертацию. Иначе было нельзя – ему должны были поверить
преподаватели кафедры, тоже пришедшие из практического здравоохранения. Один из
них, Косачев Анатолий Николаевич, служил врачом в Военно-морском флоте, затем
работал ассистентом на кафедре анатомии человека Омского медицинского института и
после краткосрочного усовершенствования вновь вернулся в наш ВУЗ, но уже на кафедру
А.М. Никандрова. Надо отметить, что Анатолий Михайлович окружил себя достойными
помощниками, в кафедре царил дух творчества, ответственности за благополучие
пациента и за качество обучения студента. К примеру, Косачев А.Н. так умело
представлял нам личность заведующего, что мы относились к нему как к чему-то
светлому, великому и старались впитать то, что, по всей вероятности, будет полезным
завтра, в будущем.
Вспоминаю один случай из жизни кафедры. Девушка 18 лет страдала обширной
гемангиомой лица. При обходе палат Анатолий Михайлович рассказал нам её «anamnesis
morbi» и «anamnesis vitae». Оказалось, что эта пациентка находилась под наблюдением
клиники уже около трех лет, но операцию ей предложили в том возрасте, когда ростовые
процессы, практически, завершились, а течение опухоли не вызывало опасений. Словно
на учебном занятии Анатолий Михайлович подробно рассказал нам и пациентке о плане
операции, на отмытой от эмульсии рентгеновской плёнке обрисовал границы
пораженного участка кожи лица. Присутствовавшая здесь же медицинская сестра
вырезала ножницами готовый силуэт, приложила его к коже ниже подмышечной впадины
и нанесла границы красящим раствором (насколько мне помнится – раствором
бриллиантовой зелени). Состоялась операция удаления гемангиомы с одномоментной
пластикой аутотрансплантатом.
У Анатолия Михайловича была «лёгкая рука», приживление прошло успешно,
девушка стала «невестой» и писала благодарственные письма на кафедру. Будучи
опытным хирургом, Анатолий Михайлович был одновременно ответственным и смелым
доктором, способным исправить ошибки других, провести повторные вмешательства и
добиться при этом благоприятного исхода. Он проводил «сеансы гипноза», когда в
присутствии 25–30 студентов оперировал по поводу восстановления дефектов и ложных
суставов нижней челюсти, пластики органов лица при множественных врожденных
уродствах. Вспоминаю «Мастер-класс» Анатолия Михайловича, проведённый с
применением электрокоагуляции. В то время «электронож» был новинкой, и Анатолий
Михайлович, человек поиска, видимо, не мог позволить себе остаться в стороне от
модных новаций.