Стр. 4 - 2

Упрощенная HTML-версия

хлебом, медом, воском, шерстью, кожей, пушниной, а также рабами. К Х веку сложились
определенные формы и традиции торговых отношений, о чем свидетельствуют договоры,
подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. До появления первого свода законов,
«Русской правды», складывалось законодательство. В договорах упоминалось о «Законе
русском», по которому жили славяне.
Уже в VII - VIII вв. у славян были города - Новгород, Полоцк, Смоленск, Ростов, Киев
- центры политической, культурной жизни, ремесленного производства и торговли. В
скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась «Гардариком» - страной городов.
Формирующаяся культура Киевской Руси была городской.
В течение I тыс. н.э. у восточных славян распадался первобытно-общинный строй
жизни: древние патриархальные порядки уступали место рабству иноплеменников, появилась
знать, владевшая большими богатствами, землями, рабами и захватившая политическую
власть. В политической жизни Европы восточнославянские племена также играли далеко не
последнюю роль.
Славяне были отважными и искусными воинами. Восстановленная по курганным
находкам фигура северного восточнославянского воина выглядит следующим образом: на
нем надет ременной пояс, украшенный медными или серебряными бляхами, плащ закреплен
на плече фибулой, воин вооружен массивным однолезвийным мечом с фигурной рукояткой,
копьем, луком со стрелами. Ременная узда боевого коня, прикрепленная к железным удилам,
также украшена металлическими бляхами.
Народная память славян сохранила с древнейших времен имена мужественных и
талантливых военачальников и героев: богатырь Зорькин прославился в войне с кельтами в V
- IV вв. до н.э., витязь Искорка, братья Радим и Вятко - герои войны с сарматами; великие
воины-венеды, победители готов - Радегаст, и скифов - Сварожич, стали языческими богами.
В фольклоре сохранился и образ амазонки Яги - предводительницы языгов-сарматов,
храброй, жестокой и коварной. Она «мчалась в ступе по воздуху, вела табуны коней, топтала
русскую землю», сжигала грады, разоряла, в полон угоняла жителей 2 – так передавался
стремительный натиск врага.
О почитании воинской доблести у наших предков свидетельствует и арабский автор
ХП в.: когда рождался сын у славян, отец клал ему на живот меч и говорил: «Вот тебе
наследство!» Несмотря на многочисленные войны, сопровождавшие историю славян, этот
народ не был ни агрессивным, ни злым, а, наоборот, отличался дружелюбием и
гостеприимством, хранил древнюю простоту нравов. Купцы, ремесленники охотно посещали
славян, среди которых не было для них ни воров, ни разбойников.
Как и другие народы, на ранних стадиях развития древние славяне имели довольно
жестокие обычаи. Существовал обычай кровной мести, когда в случае убийства не только
сам преступник, но и весь его род ожидал гибели от детей убитого. Стоит вспомнить рассказ
летописи о том, как княгиня Ольга страшно и изощренно мстила древлянам за убийство ее
мужа, князя Игоря. Первое посольство древлян она велела живыми закопать в яме, второе
сожгла в бане, потом ее дружина перебила пять тысяч жителей древлянской столицы и, в
завершение, спалила город. Летописец не осуждает княгиню за эту ее жестокость, ведь в
языческой стране язычница Ольга по обычаю кровной мести просто обязана была так
поступить.
Когда семейство было большим, всякая мать имела право умертвить новорожденную
дочь, но не сына. В то же время дети могли умерщвлять старых и больных родителей,
тягостных для семьи и бесполезных для общины.
Впрочем, разные славянские племена отличались своими нравами. Поляне были
образованнее других, кротки и тихи, в их семьях царили мир и целомудрие. Древляне же