дился в стране. Но любить Родину и не любить все человечество теперь стало невозможным.
Действительно, еще совсем недавно только такая локальная любовь к себе воодушевляла
каждый народ, каждую нацию в отдельности. Но мир вдруг стал маленьким, тесным, и такая
любовь стала опасной – слишком все мы связаны и взаимозависимы на нашем общем
космическом кораблике.
Открытыми навстречу окружающим и всему миру, доброжелательными, нехвастли-
выми, способными по совести и справедливости оценить успехи и достижения других людей
и народов должны быть все мы и наше Отечество. Взять все разумное и достойное от
других людей и всего мира, не жалея отдавать своего, и пусть другие, если заслужим, по
совести и справедливости воздадут должное нам и нашей державе.
Истинный патриотизм не может быть идеологизированным. Ведь именно поэтому в
решающий момент войны с фашистами наши власти, спохватившись, в спешном порядке
стали открывать заброшенные Храмы, учреждать воинские ордена с именами дореволюци-
онных полководцев. А над Москвой кружил самолет с иконой Божией Матери... Уверен, что
патриоты – это совсем не те, кто кричит о патриотизме, запугивает окружающими «врагами»
и призывает гордиться нашей неповторимой русскостью, а те, кто своим честным трудом в
меру своих сил, способностей, мастерства и таланта приносит конкретную (не на словах!)
пользу Отечеству.
Есть в «Затесях» Виктора Астафьева миниатюра «Вопрос ребенка». Прочтем ее вместе
без сокращений:
«Жадно растут нынешние ребятишки, рано, стремительно развиваются и, сдается
мне, чувствуют трагичность времени, в которое они народились.
– Баба, а баба! Скажи, пожалуйста, когда на комбайн принимают работать? –
спросил мой шестилетний внук у бабушки.
– А зачем тебе это?
– Я хочу работать на комбайне.
– Почему именно на комбайне?
– Чтобы никого не убивать».
Всему человечеству задал ребенок вопрос. И сам на него ответил.
Сегодня, в точном соответствии с фронтовой терминологией, передним краем
обороны и безопасности буквально от всего, что действительно всем нам угрожает, является
образование. Думаю, к этому пришли многие, преодолевшие равнодушие к судьбе России.
Все наиболее крупные жизненно важные проблемы (культура, экология, благосостояние и
здоровье населения) пока не решаются не из-за пресловутого «недофинансирования». Они не
решаются из-за недоразвития нашего массового сознания. Только обращенное к об-
щечеловеческим идеалам, к передовому мировому опыту образование способно изменить
ситуацию; и только по-новому образованные поколения смогут решать приоритетные
проблемы российской жизни, а не только говорить о них.
Сегодня ни одна страна не может заявить о каком-то исключительно для нее только
особенном пути достижения действительно светлого будущего. Просветление, по большому
счету, теперь может быть только общим, и оно в просвещении и образовании. В мире
нравственно и профессионально образованного, гуманистически одухотворенного и мило-
сердного Человека именно образование может претендовать на роль гаранта спасительного
единения человечества.
Конечно, каждая из бегло обозначенных в статье тем имеет вполне самостоятельное
мировоззренческое значение. Одновременно не меньшее значение имеет сфера их соприкос-
новения в образовании. Именно в образовании, в неповторимые школьные и студенческие
годы обретает обучаемый начала собственного мировоззрения».