Для успешного проведения профилактических и лечебных мероприятий необходимо
организовать диспансеризацию детей в дошкольных учреждениях и школах. Организатором
работы в диспансерных группах детей является участковый детский стоматолог. Ортодонт
закрепляется за несколькими участками (оптимально - за четырьмя). При диспансеризации
детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями они группируются по нозологическим
формам. Для проведения ортодонтической диспансеризации необходимо от 1,7 до 3,6
должности врача-ортодонта на 10 000 детей.
Основные организационные мероприятия при диспансеризации следующие:
1. Обследование детей для выявления зубочелюстных аномалий и деформаций и
установление предрасполагающих факторов и причин их развития.
2. Определение диспансерных групп и составление плана профилактических и лечебных
мероприятий.
3. Своевременное направление детей со сформированными аномалиями на лечение.
4. Контроль за началом и проведением специализированного лечения, контакт с
родителями и воспитателями.
5. Контроль за устранением выявленных факторов возникновения аномалий и
деформаций.
6. Организация и проведение в детских коллективах обучения детей и их родителей,
педагогического и медицинского персонала содержанию и методике мероприятий,
направленных на воспитание гигиенических навыков и заботу о здоровом состоянии
органов полости рта.
7. Организация и проведение миогимнастики.
При ортодонтической диспансеризации дети, кроме объединения по нозологическим
формам, группируются по признаку этапности развития патологии. Рассмотрим наиболее
широко применяемую при этом систему.
I группа.
Дети с нормальным строением жевательного аппарата, правильным смыканием
губ, нормальными основными функциями (откусывание и разжевывание пищи, глотание,
дыхание, речь). Возможные незначительные отклонения в строении жевательного аппарата
можно рассматривать как вариант нормы. Этим детям проводится воспитание гигиенических
навыков, способствующих здоровому состоянию органов полости рта. Дети этой группы
осматриваются участковым детским стоматологом один раз в год.
II группа.
Дети, не имеющие существенных морфологических изменений зубочелюстной
системы, но имеющие нарушения функций (осанки, способа дыхания, речи, мимики,
положения и артикуляции языка, губ, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой
области). Сюда же относятся дети, имеющие вредные привычки. То есть у детей второй
группы имеются “факторы риска”, предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий.
Эти дети нуждаются в устранении причинных факторов. В комплексе проводимых
мероприятий значительное место у детей этой группы должно быть отведено миогимнастике.