Стр. 93 - 2

Упрощенная HTML-версия

4) ценности патриотизма (любовь к Родине и самоотверженное служение ей, национальный
суверенитет и т. п.).
Эти ценностные системы могут находиться в противоречии друг к другу,
взаимоисключать друг друга, а могут и включать одна другую. Например, ценности
корпоративизма и индивидуализма исключают друг друга, а ценности демократии и
патриотизма могут быть реализованы как на ценностях корпоративизма, так и в
политических системах, базирующихся на ценностях индивидуализма.
На базе определенных систем политических ценностей формируются
ценностные
установки. Политические ценностные установки представляют собой предрасположенность
субъекта политики к заранее определенному отношению к данному объекту: лидеру,
событию, факту и т. д. Ценностные установки ориентируют индивида, социальные группы в
политической ситуации, направляют и стимулируют их деятельность. Они выступают
важнейшим мотивирующим фактором политического поведения, определяя цели
деятельности субъектов.
Цели политической деятельности могут быть ближайшие, долгосрочные, конечные. Для
выделения из многообразных целей — конечных употребляется понятие «идеал».
Политические идеалы как конечная цель всей политической деятельности субъекта насквозь
пронизывают всю эту деятельность и сводят все остальные цели к роли средств для
собственного достижения. В достижении политического идеала субъект политики иногда
видит смысл всей своей жизни. Таким политическим идеалом может быть идея создания
мировой державы или построения общества всеобщего равенства и благоденствия; таким
идеалом может быть создание политической системы, в которой бы правовое государство
было в гармонии с развитым гражданским обществом и т. д.
Ценностные отношения фиксируются в виде определенной социальной нормы.
Социальные нормы — это исторически обусловленные общественным бытием требования к
деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных
институтов действовать в соответствии с объективными условиями. В социальных нормах
присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они
являются
правилами поведения людей в обществе. В политическую культуру входят нормы,
выражающие интересы общества в целом, и нормы, отражающие интересы конкретных
классов, групп, организаций и т. п. .
Существует множество видов социальных норм. Исторически первыми являются нормы
обычаев.
Обычай — это одобренный обществом, классом, группой массовый образец
поведения, стереотип. При этом человек поступает автоматически, не размышляя. Здесь нет
необходимости в особых механизмах принуждения. Политическая жизнь общества в
значительной мере основывается на механизмах обычаев. В ней преобладают
стандартизированные и схематизированные типы взаимодействия власти, индивида и
общества. С обычаем тесно связаны
традиции. Традиция — это исторически сложившиеся
элементы культурного наследия, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение
длительного времени. Традиция базируется на обычае. Но между этими формами культуры
существуют и различия. Обычай — это одобренный и общепринятый способ поведения
«здесь и сейчас». Традиция - это обычай во времени, механизм передачи (трансляции) из
поколения в поколение культурных ценностей, норм и форм. Традиция — своеобразный
лифт, переносящий из прошлого через настоящее в будущее, интеллектуальные и духовные
достижения общества. Традиции обеспечивают преемственность в общественном развитии.
Политические традиции
существуют в многообразных формах. Наиболее значимыми
являются политические ритуалы и политические институты.
Ритуалы
это совокупность
символических, стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные