ориентированные, патриотические силы общества, в том числе, а в сложившихся
обстоятельствах, может быть в первую очередь, национальная буржуазия.
Литература
1. Достоевский Ф.М. Полн.собр. соч. В 30-ти томах. Т.5. Л., 1973. С. – 110.
2. Вехи. Свердловск.1991.С.28,29.
3. См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч.Т.42 С.333; Т.43 С.81,120,157,218-219.
4. Андреев С. Причины и следствия.//Урал.1988.№1.С.134.
5. Омское время.2000.№21.22сентября. С.1.
6. Комсомольская правда.1992.14января.
7. Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти томах. Т.9.М.,1990.С.99.
8. Менделеев Д.И. Заветные мысли. М.,1995. С.340.
Глава 3
МЕДИЦИНСКИЕ МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА И
СОВРЕМЕННОСТЬ
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбе
родной страны, к судьбе ближнего.
М.Е.Салтыков – Щедрин
Не может быть сомнения в гуманистическом импульсе, лежащем в основе марксизма.
Именно в этом заключён секрет воздействия этого учения.
К.Поппер
Ещё сравнительно недавно философское наследие К.Маркса и Ф.Энгельса в нашей стране
считалось высшим достижением философской мысли человечества. С началом радикальных
либеральных реформ положение изменилось.
«Сегодня часто Маркс плох не потому, - замечает В.В.Миронов, - что он нечто плохо
написал, а потому, что написал именно он». 1 Между тем крупнейшие философы Запада
всегда уважительно относились к учению Маркса, несмотря на критику его отдельных
положений. Эту критику, считал К.Поппер, «следует сочетать с сочувственным пониманием
их поразительной моральной и интеллектуальной привлекательности». 2
К.Ясперс относил К.Маркса, наряду с Ф.Ницше и С.Кьеркегором, к тем мыслителям XIX
в., которые осуществили переход от классической к современной философии. Не поняв их
мыслей и языка, мы не поймём и нашего времени, глубин современности. «Всякий, кто
пройдёт мимо них отвернувшись, кто не даст себе труда узнать их, проникнуть до самой их
сути – тот никогда не познает и собственной сущности, останется для самого себя лишь
смутным призраком, попадёт под власть неведомых сил, которые он мог бы познать, и
окажется голым и беззащитным перед современностью». 3
Несмотря на известные недостатки, связанные с абсолютизацией и догматизацией
отдельных положений, марксизм и сегодня остаётся одной из самых стройных,
содержательных и всеобъемлющих философско – социологических систем, адекватно
отразившей свою эпоху. В нашей стране ему не повезло дважды. Вначале его превратили в
догму последователи, а затем попытались опошлить и вовсе отбросить философствующие
радикальные либералы.