опрошенных возросла с 6% в 1990 г. до 32,9% в 2001 г. [СОЦИС. 2002, №8. С.87]. Не по
сильной руке, как думают некоторые, тоскует Россия, а по национально ориентированному
лидеру.
2.
Изменение вектора социально – экономических реформ в России с интересов
олигархических кругов на интересы народа, на возрождение России как великой
индустриальной державы, способной к поступательному развитию.
3.
Ориентация на конструирование модели многополярного мира, укрепление связей с
альтернативными Западу мировыми центрами, что усилит вторую тенденцию
международных отношений, тенденцию к равноправному международному сотрудничеству,
позволит в процессе глобализации строить более справедливую конструкцию мирового
экономического порядка, гармонизировать интересы различных стран и народов.
4.
Содействие укреплению авторитета международных организаций и в первую очередь
ООН.
В горниле противоречивых тенденций глобализации вспыхивают и гаснут конфликты,
разрушаются старые и возникают новые государства, сохраняется недоверие между народами
и крепнет международное сотрудничество. Формируется новый мировой порядок, который
должен быть справедливым и способствовать укреплению единства человечества. Об этом
говорил В.И.Вернадский, обосновывая необходимость перехода к ноосфере, перестройки
биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.
Глобализация – это по сути и есть процесс становления ноосферы. В условиях
приоритетного развития второй тенденции международных отношений, становления
многополярного мира, сохранения Россией статуса великой державы глобализация позволит
согласованно развиваться человеческой личности, единому в своём многообразии
человечеству и целесообразно преобразованной людьми окружающей природной среде. В
этом контексте Россия сохранит свою специфику как неповторимая часть общечеловеческого
целого и получит мощный импульс поступательного развития. Оптимизм относительно
будущего России поддерживается верой в её великую культуру. «Для сознания, - писал
замечательный учёный и патриот А.С.Панарин, - сохранившего чуткость к заветам «осевого
времени», культура выступает не как пассивная «надстройка», а как мощная компенсаторская
система, наделяющая отставших и потерпевших более высокой энергетикой, чем
почивающие на лаврах победители. Она и объясняет периодические смещения центров
мирового развития. Завтра он снова начнет смещаться. Я уверен, что в нашу сторону». 2 Этой
уверенностью и хочется завершить данную монографию.
Вера в жизненные силы народа и его светлое будущее, Надежда на его способность понять
Истину мира сего, следовать Добру и созидать Красоту, Любовь к России – эти
неприходящие духовные ценности лежат в основе крепости нашего государства и питают
наш исторический оптимизм.
Литература
1. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М. 2000 г.С.7-8.
2. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим». // Вопросы философии. 1996. № 10.
– С.31.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........................................................................................................3
Глава 1. Либеральные реформы и будущее России........................................4
Глава 2. Люмпенская составляющая российских реформ...........................26