Международной Классификации Болезней (МКБ-10). Данная классификация охватывает все
стороны этой патологии, но она слишком громоздка и неудобна в применении на практике.
Современные ученые и клиницисты предлагают и более простые классификации (P. Ford,
1997), в основу которых положен принцип обратимости воспалительного процесса в пульпе.
Они имеют очень важное достоинство для практики – постановка диагноза определяет
характер вмешательства: либо это будут радикальные меры, включающие удаление пульпы,
либо – консервативная терапия, подразумевающая сохранение пульпы.
В детской стоматологической практике пользуются классификациями пульпита Е.М.
Гофунга, Н.И. Агапова, (1953), Е.С. Яворской (1961), Т.Ф. Виноградовой (1976), Е.Е.
Платонова (1968). Использование классификации Е.С. Яворской в детской практике
продиктовано выделением в отдельную группу как самостоятельную нозологическую
единицу пульпита, осложненного фокальным периодонтитом. Это очень важно в связи с
учетом методов сохранения жизнеспособности пульпы в детском возрасте в зубах с
несформированными корнями.
Т.Ф. Виноградова в своей классификации выделяет частичный серозный пульпит, что
неприемлемо в связи с трудностью диагностики, связанной с быстрым переходом частичного
воспаления в общее, а затем – в гнойное. Также необоснованно, по мнению многих авторов,
выделение травматического пульпита по причине того, что травма является причиной
возникновения пульпита, но не воспалительного процесса.
Нецелесообразно использование в детской стоматологии классификаций пульпита,
включающих ранние формы заболеваний (гиперемия пульпы), по причине обратимости этого
процесса и сложности его клинической и параклинической диагностики.
В настоящее время наиболее простой и приемлемой в клинической практике детской
стоматологии является классификация пульпитов Е.Е. Платонова (1968), представляющая
вариант уточненной классификации Е.М. Гофунга. В отличие от последней, автор выделил в
отдельную нозологическую форму обострение хронического пульпита, что наиболее
рационально и удобно в детской практике с учетом особенностей строения пульпы и
периодонта, течения воспалительного процесса, его диагностики и выбора метода лечения.
Поэтому мы рекомендуем пользоваться данной классификацией на практическом приеме.
Залогом постановки правильного диагноза, по мнению многих авторов, и успешного
лечения является системный подход, включающий изучение жалоб пациента, осмотр,
вспомогательное обследование, анализ, заключение. Начальным этапом этого подхода
является всеобъемлющее обследование пациента.
Клиническая картина воспаления пульпы зуба в детском возрасте имеет ряд особенностей,
которые имеют свое объяснение. В течении острого пульпита приступы боли, характерные
для острого воспаления, часто отсутствуют. Это объясняется возможностью оттока экссудата
через мало обызвествленные широкие дентинные канальцы в кариозную полость и в
окружающие ткани через широкое апикальное отверстие.
При хроническом пульпите дети, чаще всего, жалоб на боль не предъявляют. Зуб темнеет,
теряет характерный блеск, появляются трещины на эмали. Это объясняется развивающейся
деминерализацией твердых тканей зуба вследствие нарушение трофики дентина и эмали.
Воспаление пульпы нередко возникает в зубах с несформированными корнями и с
неглубокой кариозной полостью. Это возможно в результате проникновения токсинов
микроорганизмов в пульпу зуба через широкие дентинные канальцы и небольшой по
толщине слой репаративного дентина при остром течении кариозного процесса.
Быстрое распространение воспалительного процесса и переход острой стадии воспаления
в хроническую в несформированных зубах обусловлено особенностями гистологического
строения пульпы: большое количество клеточных элементов и основного вещества пульпы,