82
ниях между Сусловой и Достоевским пришелся на 1863 г. Это
была мучительная, болезненная страсть, в которой преобладало
физическое начало. Переполненный сладострастием Федор Ми-
хайлович научил любовницу тёмным проявлениям секса, пытался
ее приручить, сделать рабыней, но твёрдый свободолюбивый ха-
рактер Апполинарии не дал ей себя закабалить. Летом того же
года его любовница уезжает за границу. Там, в Париже, Апполи-
нария влюбилась в португальца Сальвадора. Писатель, приехав в
Париж, узнаёт об измене от самой Апполинарии. Он устроил ди-
кий скандал, плакал в отчаянии, но потом между любовниками
наступило примирение, они договорились стать друзьями. Путе-
шествие продолжалось, но Апполинария отказывала Достоевско-
му в близости и только дразнила.
Вскоре близкие отношения восстановились. Но той страсти,
того огня, который вселил в нее любовник поначалу, уже со сто-
роны Апполинарии не было. Мало того, её переполняли нена-
висть и отвращение. Вот что она записывает в своем дневнике в
ноябре и декабре 1864 года: «…Я его просто ненавижу. Он так
много заставил меня страдать, когда можно было бы обойтись без
страдания. Теперь я чувствую и вижу ясно, что не могу любить,
не могу находить счастье в наслаждении любви потому, что ласка
мужчин будет напоминать мне оскорбления и страдания.…Когда
я вспоминаю, что была я два года назад, я начинаю ненавидеть
Д., он первый убил во мне веру».
15 февраля 1867 года Достоевский венчается с Анной Григо-
рьевной Сниткиной, с которой не расстается до смерти. Свою
вторую жену Достоевский любил нежно, страстно и очень сладо-
страстно. Анна Григорьевна, в ту пору молоденькая неопытная
девушка, во всём подчинялась своему властному мужу. Он делал
с ней, что хотел, и воспитывал её как подругу для своих эротиче-
ских фантазий, и потому с ней писателю не было стыдно. С Ан-
ной было всё позволено, и он играл с Аней, как с женой, как с
любовницей, как с ребёнком, а она в своей большой любви готова
была всё вытерпеть и всё снести.
Страдавший комплексом своей неполноценности, утвердив-
шимся в сознании писателя после измен Марии и Апполинарии,
Достоевский устраивал Анне дикие сцены ревности.