74
стоевский был труден в общении с людьми до невозможности, с
ним нельзя было быть в нормальных отношениях, он считал, что
весь мир завидует ему и преследует его. С началом литературной
деятельности у Достоевского появилось излишнее самомнение,
он сравнивал себя с Пушкиным и Гоголем. Уже в ранних его ро-
манах проявляется обстоятельность, скрупулезность и детализа-
ция в описаниях своих героев. С 1849 года наступает период
учащения припадков и личность писателя обрастает все новыми
и новыми чертами, характерными для эпилептоидной психопа-
тии.
Впервые классическую эпилептоидную психопатию описали
Ф. Минковская (1923 г.) и П.Б. Ганнушкин (1933 г.). Профессор
М.Е. Бурно так рисует эпилептоидных психопатов: они прямоли-
нейны, мышление вязковато, обстоятельно, трудно переключае-
мо. Они не понимают тонких шуток. Эпилептоид редко сомнева-
ется в своей правоте. Он склонен к сверхценным образованиям,
здесь проявляется его повышенная подозрительность и параной-
яльность. Эпилептоид накапливает в себе обиды, усиливается его
напряжённость, и вслед за этим наступают аффекты гнева, яро-
сти.
В обыденной жизни эпилептоиды занудливы, склонны к по-
рядку ради порядка, изводя этим до крайности своих близких.
Эпилептоидные психопаты часто большие чувственники в
еде и сексе – любители изысканно поесть, сластолюбцы и сладо-
страстники, стремятся к сексуальному разнообразию, перверсиям
и даже к педофилии.
Не правда ли, что многие описываемые характерные для эпи-
лептоидов черты были присущи и Достоевскому?
С другой стороны – это добрый, мягкий, отзывчивый чело-
век, жалостливый к «униженным и оскорблённым».
А дома – жестокий деспот. «Отличительная черта патологи-
ческих характеров, – пишет Д.Е. Мелехов, – выраженная поляр-
ность, противоречивость проявлений отражается в его (Достоев-
ского) жизни и творчестве необычайно ярко. Амплитуда колеба-
ний необычайная… Периоды безудержного влечения к азартной
игре в рулетку, приступы дикого гнева, когда он, по его словам,
«способен убить человека», и периоды горького раскаяния и са-
моунижения. Периоды творческого подъёма и периоды упадка,