64
Владимир ЯСТРЕБОВ
«
МИР СПАСЁТ КРАСОТА
(ЭЙНШТЕЙН О ДОСТОЕВСКОМ)»
Следовать за мыслями
великого Человека – есть
наука самая занимательная.
А.С. Пушкин
«Бывают странные сближенья», – эти слова принадлежат
А.С. Пушкину. О них невольно вспоминаешь, когда обнаружива-
ется одно из таких «странных сближений», а именно высказыва-
ние крупного физика-теоретика А. Эйнштейна: «Достоевский дал
мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс». Сам
А. Эйнштейн не приводил расшифровки этой мысли.
В 1920 г. он писал своему другу Паулю Эренфесту: «Я с инте-
ресом читаю «Братьев Карамазовых». Это замечательная книга,
превосходящая всё, что я когда-либо держал в руках…». (Цит. по
Йоханнес Виккерт «Альберт Эйнштейн, сам свидетельствующий о
себе и своей жизни». – Урал LTD, 1999). Конечно, создатель теории
относительности имел в виду не непосредственную связь между
философскими, моральными и общественными идеями, которые
Ф.М. Достоевский излагает устами своих литературных героев. Не
в этом суть. Примером неправильного понимания является толко-
вание слов Ф.М. Достоевского «Мир спасет красота». Это выска-
зывание часто упоминается различными людьми, чаще не к месту,
в частности организаторами конкурсов красоты, полагающими, что
они при этом демонстрируют свою эрудицию. Разве может спасти
мир какая-нибудь победительница конкурса красоты? Утверждение
Достоевского «мир красотой спасётся» подразумевает не внеш-
нюю, земную красоту. Об этом говорит в романе «Идиот» князь
Мышкин. Земная красота далеко не всегда может противостоять
злу, царящему в мире, и сама оказывается поруганной и погублен-
ной. В этом же романе Достоевский глубоко и убедительно рас-
крывает тему поруганной красоты в образе Настасьи Филипповны,
одном из самых обаятельных в творчестве писателя. Идеалом под-
линной красоты для Достоевского оставался Христос, и, конечно,