В венской клинике имеется целая система педагогического
воспитания. Занятия проводятся регулярно и систематически. Но
вот характерна мера наказания: провинившихся детей высажива-
ют на определенное количество дней в зависимости от вины в от-
дельные палаты, вернее камеры, так как окна в них расположены
высоко.
«Клиника игрушек» – странное название. В сущности, это
была всего только мастерская, оформленная под госпиталь, где
чинились сломанные детские игрушки. Куклы с забинтованными
головами, ногами, на которые по всем правилам науки были
наложены шины. Куклы с вскрытыми животами и вновь приве-
денные в порядок лежали на носилках или подвесных кроватках,
в санитарных грузовичках и в кабинах санитарных самолетов. В
этом госпитале были маленькие зубоврачебные кресла, операци-
онные столы, крохотные грелки. Нельзя было не удивляться вы-
думке предпринимателя, заставившего служить забавой для ребят
даже такую суровую науку, как медицина».
Удивительно, что эти записи были сделаны Валентиной Пав-
ловной Бисяриной по «горячим следам». Она нашла время отра-
зить то, что видела в детских клиниках Венгрии и Австрии, срав-
нивала с тем, что оставила на период войны в далеком Омске.
Она давала оценку целой капиталистической системе, где здоро-
вье человека, в том числе и здоровье ребенка, было предметом
наживы. Дорогой читатель! К сожалению, мы переживаем в Рос-
сии период, когда многое из прочитанного становится нашей
явью. Явью и болью. Но есть Вера, есть Надежда и есть Любовь к
человеку, к Родине, и надо надеяться, что они нас не оставят. В
это верила и Валентина Павловна до конца своей жизни.
* * *
Одно из последних публичных выступлений академика
В. П. Бисяриной состоялось 3 ноября 1995 года на торжественном
собрании, посвященном 75-летию Омской государственной ме-
дицинской академии. Театр музыки был переполнен. В профес-
сорской мантии, но без головного профессорского убора, Вален-
тина Павловна подошла к краю сцены и начала свое выступле-
ние. Зал притих. В темную аудиторию с освещенной сцены твер-