определенную роль сыграла средняя школа с педагогическим
уклоном, в которой я училась. Занятия были построены таким
образом, что нам приходилось проводить уроки в первых клас-
сах. У меня получалось интересно, легко и быстро, и я чувство-
вала себя как рыба в воде. Дети любили меня, и я их полюбила с
первых шагов. И это осталось на всю жизнь.
Считаю необходимым и нужным сказать о некоторых препо-
давателях, оставивших неизгладимую память и благодарность за
все доброе, что они давали студентам.
Одним из самых почитаемых был профессор-анатом
К. В. Ромодановский. Лекции его быстро завоевали широкую по-
пулярность. В его лекциях анатомия и физиология соединялись
воедино. Всегда общительный, энергичный, блестящий оратор,
обладал незаурядными организаторскими способностями.
Профессор Д. Н. Журавлев – физиолог пользовался большим
авторитетом среди студентов. Его лекции были праздником. Он
окидывал слушателей острым взглядом прищуренных глаз, рас-
сказывал о функциональных изменениях организма при болезни,
о том, насколько важно врачу вовремя подметить эти изменения,
чтобы определить их в ранней стадии.
Курс терапии мы начинали в клинике одного из лучших те-
рапевтов того времени – профессора Н. Д. Либерова. Это был
клиницист высокого ранга. На всех его лекциях мы, студенты,
сидели, буквально затаив дыхание, – такой глубиной, яркостью,
логической красотой отличались его клинические разборы боль-
ных.
Вспоминая своих учителей, с чувством глубокой благодарно-
сти признаешь, что основами клинического мышления мы овла-
дели в первую очередь в клинике.
Помню, как Николаем Дмитриевичем в клинике был постав-
лен один диагноз, а на вскрытии определилось значительное рас-
хождение между клиническим и патологическим диагнозом. Нам
ни слова не сказал Николай Дмитриевич, а на следующий день на
лекции он проникновенно, скрупулезно разобрал причины допу-
щенных диагностических ошибок. Этот откровенный, самокри-
тичный разбор произвел на всех неизгладимое впечатление. Все
сказанное было настолько искренне, поучительно, что в наших
глазах авторитет любимого профессора еще более вырос, еще бо-