дать от волнения и душевных тревог, которых и так достаточно в
нашей нелегкой профессии.
В наши дни печатная продукция по любому вопросу достигла
достаточных размеров. Всю ее освоить невозможно. Для серьез-
ного изучения следует отдавать время книгам, монографиям, вы-
сокая ценность которых уже получила признание. Огромный по-
знавательный и воспитательный интерес для врача представляют
произведения корифеев отечественной медицины: клинические
лекции М. С. Маслова, руководство по детским болезням Н. Ф.
Филатова и целый ряд книг из серии «Выдающиеся деятели оте-
чественной медицины». Чтение книг такого рода помогает врачу
понять всю значимость научных исканий и все величие и трудно-
сти честного научного подвига.
Хорошие книги надо любить, беречь. Они нужны врачу не
только в обычной работе, но и в минуты сомнений, тяжелой
борьбы и волнений за больных. И если в эти моменты ему удаст-
ся на страницах книг найти советы и указания, внушающие уве-
ренность и надежду, то он будет считать эти книги своими луч-
шими наставниками, надежными друзьями.
Результаты работы молодых врачей или участников студен-
ческих научных кружков обычно оформляются в виде докладов,
обзорных рефератов, отдельных статей. Чтение и обсуждение их
в своих коллективах или перед более широкой аудиторией, а
также публикация в печати оказываются весьма полезными. Они
приучают к публичным выступлениям, вырабатывают навыки
свободно и убедительно излагать свои мысли. Это показывают
уже ставшие традиционными научные конференции молодых
ученых, смотры работ студенческих научных обществ. Нельзя
приуменьшить значение такой работы для самовоспитания вра-
чей. Она будет тем увлекательней и эффективней, чем более про-
явлено в ней активности, научной пытливости и самостоятельно-
сти.
Научная работа полезна и необходима каждому медику. Она
способствует повышению его квалификации, самоутверждению
как специалиста. Изложение должно быть четким, ясным, вразу-
мительным, таким, «чтобы словам было тесно, а мыслям про-
сторно» (А. Н. Некрасов). Будьте скромны, расценивайте эти
успехи правильно, как первый научный опыт. Не мните себя уче-