трудные дни, и особенно когда началось выздоровление папы, я
почувствовала как бы прикосновение к медицине. По моему
твердому убеждению, еще в детстве начинает определяться то,
что ждет человека в дальнейшей его жизни. Мое желание стать
врачом родители поддерживали с раннего детства.
В 1919 году я поступила в 1-й класс гимназии, которая вско-
ре стала именоваться трудовой школой 1-й ступени до 4-го клас-
са и второй ступени с 5-го по 9-й класс. До сих пор я помню свою
первую учительницу Елену Михайловну, добрейшей души чело-
века. Вообще, я должна сказать, что в школьной жизни мне по-
везло в том плане, что все преподаватели были убежденные педа-
гоги, все они перешли из гимназии и, как правило, с очень высо-
кой профессиональной подготовленностью.
Наша школа стала именоваться трудовой, и вот с 5-го класса
началось обучение трудовым навыкам. Их было много, они часто
менялись, на моей памяти осталось переплетное дело. Нас учили
не только познавать азы этого дела, но, пожалуй, больше всего,
как нужно бережно обращаться с книгой: не перегибать, не заги-
бать листы и многое другое. Уважительное отношение к книге у
меня стало постоянной привычкой. Я рано научилась читать, и с
тех пор книги стали моим наваждением. Я читала множество хо-
роших и плохих, стоящих и всякую дрянь. Одним словом, глота-
ла все, что попадалось под руку. В последующие годы жизни
книги остались моим наваждением, но выбор их стал более ра-
зумным и действенным.
Училась я в школе хорошо, и на родительских собраниях ме-
ня отмечали как успевающую дисциплинированную ученицу. В
то время в школе не было урока физкультуры, а двигаться было
естественной потребностью. Не знаю почему, но во время одной
из перемен я стала прыгать по партам, перевернулась и сломала
кости предплечья. Это была правая рука. Наложили, конечно,
гипсовую повязку, но в школу продолжала ходить, и очень скоро,
я считаю, научилась писать вполне прилично левой рукой.
Девятый класс трудовой школы 2-й ступени я окончила в
1929 году. Тогда не было аттестатов, ученикам выдавалось удо-
стоверение, где значилось, что по всем предметам, в частности я,
как и все, обнаружила удовлетворительные знания. Тогда не бы-
ло оценок «хорошо» и «отлично», а жаль, очень жаль. Не было