Ни занимаемое положение, ни институтский значок не явля-
ются показателями культурного уровня человека.
Врач является не только высококвалифицированным специа-
листом в области медицины. Ему надлежит быть и просветите-
лем, пропагандистом знаний и культурных навыков, глашатаем
здоровой, красивой и разумной жизни. Он должен служить свое-
образным эталоном, живым примером такой жизни для окружа-
ющих.
В свое время Чернышевский справедливо оценил труд врача.
Он писал: «Труд доктора – действительно самый производитель-
ный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор при-
обретает обществу все те силы, которые погибли бы без заслуг».
В практической деятельности врача должна быть широта
кругозора, диапазон его знаний и интересов. Врач, который знает
только то, что непосредственно относится к его специальности,
по сути дела, является простым ремесленником.
Модное – далеко не всегда является красивым и полезным.
Что касается слишком развитой склонности к новшествам в ме-
дицине (к сожалению, и в нашей специальности существует мо-
да), то осуждения заслуживает не стремление к новому, а без-
думное, стадное увлечение «новинками», которыми щедро нас
снабжают всякого рода экстрасенсы и даже специальные издания.
Здесь нужна сугубая осторожность, чтобы не пойти по стопам ге-
роя поэмы Некрасова «Саша».
Что ему книга последняя скажет,
То на душе его сверху и ляжет.
Если же говорить о естественном чувстве нового, способно-
сти это новое увидеть, распознать в нем действительно прогрес-
сивное, практически полезное – то это ценные качества. Если они
молодому медику даны, то их надо тщательно беречь, всемерно
развивать и умело проявлять в повседневной работе. Ни в одной
профессии, существующей на земле, не ощущается такой острой
необходимости в гармоничном сочетании сердца и разума, как в
труде медика.
Образование еще не предопределяет воспитанности. Воспи-
танность – это не только хорошие манеры. Это нечто более глу-
бокое и коренное в человеке. Это, прежде всего, внутренняя ин-
теллигентность. Внешне она выражена в обаянии. Обаяние со-