Глава IX
НАСЛЕДНИКИ
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светом зари?
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»
К. Бальмонт
В значительной степени в бе-
седе с врачом больной обретает
веру в выздоровление, которая, как
известно, равна половине выздо-
ровления.
И. А. Шамов
Жизнь учителя – в его учениках. После отъезда в Москву в
1954 году О. Д. Соколова-Пономарева оставила хорошее наслед-
ство своим ученикам – четыре кафедры, к организации которых
она была причастна. Кафедры возглавили ее питомцы: Т. Л. Ма-
риупольская, В. П. Бисярина, З. П. Коваленко, О. Д. Зотова.
Право на существование медицинской школы определяется
вкладом ее создателей в решение важнейших задач практическо-
го здравоохранения, фундаментальностью, новизной и практиче-
ской значимостью научных исследований, постоянным, на каче-
ственно новом уровне, развитием идей учителя его учениками.
Все эти черты присущи научной педиатрии нашего города, что
закономерно позволяет говорить об омской школе педиатров. Эта
школа не замыкается в рамках лишь научной педиатрии, ей по
праву принадлежит многотысячная армия врачей-педиатров, пи-
томцев нашего факультета, работающих в практическом здраво-
охранении и решающих конкретные задачи охраны здоровья ма-
тери и ребенка.
Валентина Павловна Бисярина была наследницей Ольги
Дмитриевны на кафедре, она продолжила дело своего учителя.
Омская педиатрическая школа получила новое звучание. Под ру-
ководством Валентины Павловны Бисяриной защищено 67 дис-
сертаций, из них 11 докторских (Омск, Иркутск, Уфа, Кемерово,