деятельности чрезвычайно тесно увязывает лечебную работу, по-
строенную на уровне последних достижений современной медици-
ны, с большой профилактической работой.
Врач по детским болезням должен быть широко образован-
ным врачом, врачом со знанием многих отраслей медицинской
науки, ибо ребенок – это не уменьшенная копия взрослого чело-
века. Детский организм имеет важнейшие качественные отличия
от взрослого. Педиатры – это врачи, которые большое увлека-
тельное дело своей специальности соединили с медициной рас-
тущего организма.
Профессор С. Ф. Хотовицкий, выпустивший первый русский
учебник по детским болезням в 1847 году, пишет в нем, что дет-
ский врач «кроме надлежащей наблюдательности, кроме спокой-
ствия и твердости духа, справедливости, – этот врач должен
находить удовольствие в обращении с детьми».
Во всех многочисленных отраслях медицинской науки педи-
атрия имеет специалистов – детских врачей: и в физиологии, и в
акушерстве и гинекологии, и в стоматологии, и в хирургии, и в
невропатологии, и в психиатрии, и в офтальмологии, и во многих
других специальностях. И с гордостью энтузиасты охраны здоро-
вья детей говорят, что педиатрия – это вся медицина, перенесен-
ная в детский возраст.
Как ни молода педиатрия, но русские врачи-педиатры –
творцы, искатели и исследователи – вписали и вписывают в исто-
рию этой науки славные страницы, полные практических и науч-
ных достижений, направленных на создание здорового, крепкого
поколения нашей великой Родины.
Незадолго до Второй мировой войны американский врач
Поль де Брайф выпустил книгу о здоровье американских детей,
озаглавленную мрачным вопросом: «Стоит ли им жить?». Он
описал бессилие науки в богатой капиталистической стране. Врач
знает, чем можно спасти тысячи гибнущих детей, но медицина
светит этим детям, как далекая холодная звезда.
«Стоит для этого жить!» – так могли бы озаглавить советские
врачи-педиатры книгу о возможностях медицины для детей в нашей
стране. Один иностранец, побывав в нашей стране, в своих путевых
заметках написал: «В Советском Союзе я видел собственными гла-
зами единственный привилегированный класс, это – дети».