судистой системы при ревматизме у детей». Материалом для это-
го доклада послужили наблюдения, исследования работников
нашей кафедры в области патологии сердечно-сосудистой систе-
мы. Среди прочих выводов есть и такой: лечение сосудистой си-
стемы отстает от клинического выздоровления. Выходит, выпи-
сываем мы из больницы практически здорового человека, а сосу-
ды и сердце его не пришли в норму. Значит, нужно продолжать
наблюдение. Довести лечение до конца – тоже своего рода про-
филактика, главная гарантия того, что болезнь не повторится.
Еще лучше – помочь человеку, особенно малышу, вообще
избежать болезни. Этому служит донозологическая диагностика,
позволяющая установить предрасположенность организма к той
или иной болезни, начать бороться с ней задолго до того, как по-
явятся первые очевидные симптомы.
Как видите, научная деятельность нашей кафедры и других
ученых-медиков сосредоточена не столько на рекомендациях, как
лечить, сколько на поисках того, что надо сделать, чтобы человек
не заболел. В этом я вижу высокий гуманизм советской медицин-
ской науки, ее социальную, политическую сущность.
Сегодня мы учимся «управлять» иммунитетом. А ведь совсем
недавно это казалось несбыточной мечтой. В областной детской
больнице – лучшая в городе научно-практическая иммунологиче-
ская лаборатория с современным оборудованием, современными
методами исследования. Здесь мы не только ведем научную ра-
боту, но и лечим больных: выявляем первичные иммунодефи-
цитные состояния, ведем исследования на уровне клетки. Пред-
ставьте: человек болеет годами, его лечат и вроде излечивают на
какое-то время. Но болезненные состояния возвращаются и врачи
не всегда могут ответить на вопрос: почему? В наши дни на по-
мощь врачам пришла иммунология. Исследуя связи той или иной
болезни с иммунной системой организма, мы смотрим, как гово-
рится, в корень, направляем лечение в нужное русло. Мне кажет-
ся символичным, что именно детская больница располагает сей-
час такими возможностями: забота о детях – это забота о буду-
щем.
В нашей больнице есть все условия для эффективной творче-
ской работы. Семь лечебных специализированных отделений, хо-
рошо налаженные вспомогательные службы – отделения функ-