13
Решение суда я сдала в отдел кадров завода и была уволена с
формулировкой «по уходу на учебу» с 29.09.1945 г., через месяц
после начала занятий.
Для студентов того времени учёба осложнялась и материаль-
ным положением. «Хлеб – всему голова», – гласит народная муд-
рость. При карточной системе, которая сохранялась и после вой-
ны, студенты получали по 400 граммов хлеба в день, а их ижди-
венцы – 200 граммов. Лично мой переход с завода на учёбу был
ощутим, ибо ранее мне выдавали 700 граммов хлеба, маме – 400.
Да кроме хлеба на заводе по карточкам отоваривали и другими
продуктами. Но разве могли существовать какие-либо преграды
для желающих учиться?
Лекции писали в самодельных тетрадях ручками с металли-
ческими перьями. Их постоянно макали в чернила, которые носи-
ли в стеклянных «чернильницах-непроливашках». Учебников не-
доставало, поэтому занимались группами.
После третьего курса работали в студенческих противоэпи-
демических отрядах по борьбе с бруцеллёзом. Наш отряд из трёх
человек летом 1948 г. провёл комплексные мероприятия по выяв-
лению больных людей и профилактике инфекции в 14 неблаго-
получных по бруцеллёзу хозяйствах Исилькульского района Ом-
ской области. Учёбу в институте вспоминаю как счастливые го-
ды.
* * *
Иван ТАСКАЕВ
ИСТОКИ ГУМАНИЗМА
Мир тесен. Всегда хочу связать Омск, медицину и историю
страны в единое целое. Получается. Материалы из жизни Юлии
Степановны Вольпер тому пример. Студентка и выпускница пе-
диатрического факультета Омского медицинского института им.
М.И. Калинина добровольно попала на Север, который был в то
время одним большим лагерем в системе ГУЛАГа. Здесь судьба
свела Ю.С. Вольпер с Л.А. Зильбером.