23
что у детей основной группы (дошкольники с речевыми рас-
стройствами) отмечается тенденция к снижению частоты и ам-
плитуды активности θ-диапазона и амплитуды активности ∆-
диапазона по сравнению с детьми контрольной группы.
На рисунках 1-2 представлены элементы электроэнцефало-
грамм с передне-лобных отведений в состоянии покоя детей ос-
новной и контрольной групп соответственно.
Во время регистрации биоэлектрической активности круго-
вой мышцы рта в состоянии покоя (ребенка просили спокойно
сидеть, не разговаривать, не произносить слова шепотом) нами
были установлены значимые различия амплитудных значений. У
детей с речевыми расстройствами амплитуда биопотенциалов
при регистрации электрической активности круговой мышцы рта
была достоверно выше, чем у дошкольников контрольной груп-
пы, величина амплитуды у которых в состоянии покоя укладыва-
лась в нормативные величины [43, 56]. По частотным значениям
отмечается тенденция к увеличению частоты у детей основной
группы (табл. 2).
Таблица 2
Показатели биоэлектрической активности
круговой мышцы рта детей в состоянии покоя (М ± m)
Показатели ЭМГ
Группы детей
Р
основная
(n = 10)
контрольная
(n = 10)
Частота, Гц
31,80 ± 2,45
27,40 ± 1,50
0,144
Амплитуда, мкВ
12,03 ± 2,19
7,26 ± 0,51
0,049
На рисунках 3-4 представлены элементы электромиограмм
круговой мышцы рта в состоянии покоя детей основной и кон-
трольной групп соответственно.
Благодаря наличию электрокардиографического и пневмо-
графического каналов, были проанализированы ЧСС и ЧДД.
Цифровые данные представлены в таблице 3. При анализе ЧСС в
состоянии покоя отмечается тенденция к брадикардии у до-
школьников как с речевыми нарушениями, так и без таковых.
Значимых межгрупповых различий между детьми основной и