5
ВВЕДЕНИЕ
Клиническая
медицина…
требует от врача знания
огромного количества фактов…
Факты черпаются главным об-
разом из той обширной области
медицины, которая называется
семиотикой.
М.П. Кончаловский
Изучение внутренних болезней начинается с изучения их
признаков или симптомов, без чего невозможна постановка нозо-
логического диагноза. Раздел пропедевтики внутренних болез-
ней, изучающий симптомы заболеваний внутренних органов, ме-
ханизмы их возникновения, называется семиотикой. «Необходи-
мость семиотики как отдельной науки ясна с первого взгляда:
врачу встречаются собственно не болезни, а болезненные явле-
ния, и уже из последних логически слагается в его голове поня-
тие о болезни, ее определение», – писал Г.А. Захарьин. Знание
семиотики внутренних болезней не утратило своего значения и
сегодня.
Залогом успешной клинической подготовки студентов и бу-
дущей врачебной деятельности является умение выявлять и вы-
делять основные симптомы, знать четкое диагностическое значе-
ние выделенных симптомов. Распознавание болезней начинается
с исследования больного для выявления имеющихся признаков.
Без знаний методов исследования больного, их диагностических
возможностей и умения трактовать полученные результаты, про-
цесс диагностики невозможен.
Обычные учебники по пропедевтике внутренних болезней
излагают теоретический материал, но студент лишен возможно-
сти здесь же проверить верность или ошибочность своих пред-
ставлений, не всегда может выделить главное, основное от менее
значимого, обратить внимание на ключевые моменты изучаемой
темы.