9
бы уделить как можно больше внимания слабому новорож-
денному, а по Сорану ребенок рассматривался как здоровый и
отклонения от признаков в таблице четко говорят о патологии.
В труде Сорана нет никакой информации о судьбе таких детей.
Однако, другие классические источники более информативны:
уничтожение слабых детей было широко распространено в
Греко-Римском мире (рис. 2, 3).
В
древнегреческих
мифах Гера, первая среди
богинь, отбросила от себя
своего уродливого ребен-
ка Гефеста. Ребенок бо-
гини выжил, однако это
совершенно не касается
детей смертных. Сократ
(сын повитухи) описыва-
ет сцену, где акушерка
призывает убить слабого
ребенка, а мать, родившая
впервые, сопротивляется
этому. Кажется, что греки
и римляне, как и многие древние народы, принимали только
«здоровых» детей. Возможно, современная этика поможет с
легкостью опровергнуть такие рассказы и попытки к дей-
ствию, однако, нужно сказать, что гуманизм Сорана ясно ви-
ден во всех его трудах. Христианский писатель и ученый Тер-
туллиан очень уважал его, а Блаженный Августин назвал Со-
рана medicinae auctor nobilissimus (наилучший из врачевате-
лей).
В конце XV – начале XVI вв. начинают появляться специ-
альные книги и брошюры, посвященные некоторым вопросам
физиологии и патологии детей. В этот же период открывают-
ся первые воспитательные дома в Париже, Мюнхене и других
городах. Во второй половине XVI в. выходят в свет печатные
издания Кнупфера (Knupferus), Блонда (М.А. Blondus), Вал-
Рис. 2. Люлька. Древний Рим
Рис. 3. Пеленание. Древний Рим