Стр. 86 - 2

Упрощенная HTML-версия

86
мов, паразитирующих на человеке или в его внутренних орга-
нах, например, глистов.
При лечении детей Н. М. Максимович горячо советует об-
ходиться по возможности без лекарств: «… По крайней мере,
следует выбирать из них самые легчайшие, да и то только в
необходимой нужде». Много места и внимания уделено Амбо-
диком вопросам воспитания маленьких детей. «Нужно при-
учать детей к тому, чтобы они сами, без помощи других, дела-
ли то, что могут. Привычка есть великое дело. Она часто пе-
ременяется в природу. Хорошо, когда она переменяется в доб-
рую, а не в злую». «Полезно приучать детей к сношению бо-
ли». «Телесное наказание вселяет в детей подлость, робость,
неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои без сомнения
обращаются во вред здоровью. Чего не исправишь разумом и
снисхождением, того меньше можно исправить телесным
наказанием». Это говорил Амбодик в эпоху, когда телесное
наказание считалось обязательной и неотъемлемой составной
частью воспитания!
Большое место, отведённое педиатрии в акушерском труде
Амбодика, не случайно. Педиатрия тогда не выделилась еще
как самостоятельная наука. Будучи акушером, Амбодик был в
то же время и педиатром воспитательного дома. В своем труде
он отразил органическое сочетание акушерства и педиатрии,
как это имело место в его практической деятельности. Амбо-
дик был не только акушером, педиатром, но и замечательным
представителем поколения отечественных просветителей
XVIII в. Он был неутомимым популяризатором, пропаганди-
стом вопросов охраны здоровья. Этой пропагандистской рабо-
те он придавал, как и другие передовые русские врачи того
времени, исключительное значение.
Амбодик не упускает случая всюду вставлять гигиениче-
ские советы, в особенности относящиеся к гигиене женщины и
ребенка. Как ученый Амбодик сумел найти правильный путь
слияния всех достижений европейской науки
со своими само-
стоятельными научными исканиями.