Стр. 5 - 2

Упрощенная HTML-версия

5
ВВЕДЕНИЕ
Педиатрия (греч.
pais, paidos
ребенок +
iatreia
лечение,
врачевание) – область клинической медицины, изучающая
здоровье ребенка в процессе его развития, физиологию, пато-
логию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожа-
ющих гармоничному развитию или представляющих опас-
ность для жизни детского организма.
Разработка эффективных методов медицинского контроля
за физическим и умственным развитием детей, а также новых
методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний
детского возраста направлена не только на улучшение состоя-
ния здоровья детей, но и на увеличение общей продолжитель-
ности жизни населения.
Педиатрия включает проблемы возрастной морфологии,
биохимии, иммунологии, а также вопросы, смежные с гигие-
ной детей и подростков (гигиена семьи и ребенка, дошкольных
и школьных учреждений) и с педагогикой. Основным является
профилактическое направление.
Как и любая дисциплина в медицине, педиатрия имеет
свою длительную историю становления и развития. В учебни-
ках и учебных пособиях по истории медицины эти вопросы
освещаются лишь фрагментарно, что не позволяет получить
целостную картину изучаемой области знания. Тот фактогра-
фический материал, что опять же фрагментарно освещается в
учебниках по педиатрии, явно недостаточен, не позволяет
провести сравнительно-исторический анализ.
В истории отечественной педиатрии только условно мож-
но выделить три периода. Первый охватывает период от воз-
никновения педиатрической деятельности до второй половины
XIX века. Ко второму периоду относится развитие отечествен-
ной педиатрии от момента возникновения самостоятельных
клинических школ и одновременно элементов общественной
педиатрии (Общество борьбы с детской смертностью и другие
начинания в рамках земской, городской и фабрично-заводской