Стр. 26 - 2

Упрощенная HTML-версия

26
Еще В. Даль, автор известного «Толкового словаря русско-
го языка» и ценных исследований народного быта и фолькло-
ра, указывал на полезную сторону опасения «порчи» и «сгла-
за» ребенка, поскольку это было связано с запрещением по-
сторонним целовать ребенка и даже видеть его в родовый и
послеродовый период.
Таким образом, нельзя представлять себе
народную педи-
атрию
как соединение одних суеверий и нерациональных
обычаев. Нелепость подавляющего большинства распростра-
ненных в прошлом и отчасти сохранившихся до настоящего
времени представлений об уходе за детьми очевидна. Гораздо
важнее установить, выделить те рациональные моменты, кото-
рые имели место в народной педиатрии и скрывались иногда
под самым причудливым покровом, под самыми нелепыми об-
рядовыми наслоениями.
Мало исследованным, требующим специальной работы
является вопрос о наличии в нашей отечественной народной
педиатрии влияний зарубежной народной и научной (соответ-
ственно своему времени) медицины, а также о влиянии отече-
ственной народной педиатрии на медицину других стран. Есть
данные о проникновении скифских врачей в Грецию в период
Гиппократа и их высокой репутации там.
Что касается зарубежных влияний на отечественную
народную медицину, в частности, на педиатрию, то здесь речь
может идти в первую очередь о влиянии
византийской и
арабской медицины
. Первая – продолжение античной, эллин-
ской медицины проникала в Киевскую Русь путем общих эко-
номических и культурных связей. Так, летописцы упоминают
о пребывании на Руси при дворе князя Владимира (рис. 14) в
Х в. греческих врачей. Распространителями шедшей из Визан-
тии медицины были, в частности, монастырские больницы, что
подтверждает значение монастырей на Руси и в области
насаждения культуры.