171
просам, и чуть ли ни в каждом крупном городе или на
каждой кафедре есть свои классификации тех или иных
болезней, свои подходы к лечению. Как не вспомнить
А.К. Толстого: «Страна у нас богата, порядка только нет».
К счастью, во второй половине 90-х годов в педиатрии эти
тенденции стали меняться, и приняты национальные кон-
сенсусы по первичной помощи новорожденным в родиль-
ном зале, перинатальным энцефалопатиям, детской брон-
хиальной астме, лечению острых лейкозов и др.
Научно-исследовательские педиатрические институты
впервые были организованы в 1922 г. в Москве (ныне НИИ
педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН) и в 1925 г.
в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургская государственная пе-
диатрическая медицинская академия). В настоящее время в
России имеется 18 разного профиля научно-исследовательских
институтов педиатрического направления.
Повышение квалификации педиатров.
Первоначально
повышение квалификации педиатров и профессиональная пе-
реподготовка проходили по желанию врача при детских боль-
ницах, кафедрах педиатрии. В 1885 г. в Петербурге по инициа-
тиве Великой княгини Елены Павловны (жены Великого князя
Михаила – брата Александра I) был открыт Клинический ин-
ститут – первое в мире учреждение, предназначенное для по-
вышения квалификации врачей (ныне Санкт-Петербургская
академия последипломного образования), а в 1931 г. в Москве
открыт Центральный институт усовершенствования врачей
(ныне академия последипломного образования). В этих учре-
ждениях были созданы и кафедры педиатрии. В настоящее
время в России функционируют кафедры педиатрии (в рамках
как перечисленных академий, так и факультетов повышения
квалификации и профессиональной переподготовки различных
высших медицинских образовательных учреждений в разных
городах страны), где педиатры не реже чем 1 раз в 5 лет обяза-
ны повышать свою квалификацию. Введена обязательность
сертификация врачей-педиатров и определение их квалифика-
ции (II, I и высшая категории).