146
ской клиник и довел этот вопрос до реального осуществления
в 1842 г., когда детская клиника (10 коек для детей до 3 лет) в
уставе женской и акушерской клиники (на 34 койки) была по-
вторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах
становления педиатрии как самостоятельной учебной дисци-
плины появились отечественные традиции в методике препо-
давания – единение теоретического и практического обучения
студентов у постели больного. С.Ф. Хотовицкий впервые
вкратце описал и обобщенный образ детского врача (смотри
эпиграф к разделу «Деонтология педиатра»).
До выхода в отставку в 1847 г. курс детских болезней чи-
тал С.Ф. Хотовицкий, а после него эпизодически преподавали
в течение 1-2 лет Александр Моисеевич Хоменко, Евгений
Венцеславович Пеликан (впоследствии видный судебный ме-
дик), Иван Михайлович Балинский (впоследствии известный
психиатр и невролог), Антон Яковлевич Крассовский (круп-
ный акушер-гинеколог). К сожалению, все эти ученые вели
лишь лекционный курс.
С февраля 1861 г. детское отделение расширили до 20 коек
(2 палаты) и заведование клиникой, чтение лекционного курса,
руководство практическими занятиями студентов было пору-
чено Радецкому Ивану Ивановичу (1835-1904), который в том
же году после успешной защиты диссертации («Патология ка-
тарального воспаления легких новорожденных и грудных де-
тей» был избран приват-доцентом, то есть была создана первая
в России клиническая доцентура по курсу детских болезней.
С весны 1862 г. преподавание педиатрии в МХА было пе-
редано приват-доценту
Зеленскому Михаилу Самойловичу
(1829-1890), который начинал свой курс с изложения гигиены
детского возраста, диететики, ухода за новорожденными, по-
добного ознакомления с естественным и искусственным
вскармливанием ребенка, особенностями женского молока и
его количественными и качественными изменениями в зави-
симости от различных физиологических и патологических со-
стояний. Раздел «Болезни нервной системы» разработан в про-
грамме М.С. Зеленского с исчерпывающей на то время полно-