Стр. 101 - 2

Упрощенная HTML-версия

101
Таким образом, в первой половине XIX в.
вопросы охра-
ны здоровь детей почти исчезают с широкой обществен-
ной арены, со страниц распространенных в обществе изда-
ний и из практики общественной де тельности
. Происхо-
дит это вследствие устранения либо резкого сокращения самой
возможности общественной деятельности, обсуждения соот-
ветствующих вопросов.
Единственным источником информации для обсуждения
проблем становятся только медицинские факультеты универ-
ситетов.
Поскольку «медицинская полиция» являлась дисциплиной,
пограничной между медициной и государственным правом, не
удивительно, что мы также встречаем идеи и предложения из
области здравоохранения в академических работах передовых
общественных деятелей. В этом отношении характерна работа
Н. Рождественского «Рассуждение о мерах правительства к
сохранению жизни и здравию народа», представленная в
1830 г. как диссертация на степень доктора законоведения. В
этой юридического характера диссертации уделено внимание
государственным мероприятиям по охране здоровья детей.
В первой четверти века выходит за границей «Система
всеобщей медицинской полиции» («System einer vollständingen
medizinishen Polizey») Иоганна Петера Франка
40
. Франк был
несколько лет профессором в России – сначала в Виленской, а
затем в Петербургской медико-хирургической академии и пре-
зидентом последней (1805-1808). В его капитальном много-
томном труде по медицинской полиции значительное место
уделено вопросам охраны здоровья детей.
40
Франк (Frank) Иоганн Петер
(19.3.1745, Родальбен, Пфальц, - 24.4.1821, Ве-
на), клиницист, гигиенист, реформатор медицинского образования. Окончил ме-
дицинский факультет Гейдельбергского университета (1766). Профессор меди-
цинских факультетов университетов в Гёттингене (1784-85), Павии (1785-95),
Вене (1795-1804); в 1804-08 – в России: профессор кафедры клинической меди-
цины Виленского университета (1804-05), профессор и ректор Медико-
хирургической академии в Петербурге (1805-08). С 1808 – в Вене. Провёл ре-
формы организации акушерской помощи, военно-медицинской службы, узако-
нил прозектуру в больницах, ввёл обязательное преподавание патологической
анатомии.