Стр. 94 - 2

Упрощенная HTML-версия

94
изменился за последние несколько тысяч лет, несмотря на то, что
понятийный аппарат подвергся довольно существенной транс-
формации.
Фактически Гиппократ является отцом медицины, у которой
нет «отца»; но
есть метод, который его заменяет и признается
наилучшим
. Он – отец медицины, которой еще нет,
которая ор-
ганично сочетает внимание к деталям устройства человеческо-
го тела и холистическое понимание человека
.
В настоящее время существует два основных способа по-
строения медицинского знания; в результате получается множе-
ство вариантов «традиционной» медицины и то, что называется
«западной», «западноевропейской», «нетрадиционной» медици-
ной. Имеют место также попытки синтеза на практике этих моде-
лей, которые чаще оборачиваются эклектическим сочетанием,
что обусловлено существенными различиями на уровне принци-
пов и целей.
Результат, достигаемый средствами традиционной медицины
– общая гармонизация состояния человека и «его» мира; сред-
ствами западноевропейской по происхождению медицины – ра-
дикальное избавление от проблемы (органа, способности, систе-
мы, другого «паразитирующего» организма).
Исторически более ранний вариант медицинской деятельно-
сти предполагал работу с человеком и его миром. Недавно воз-
никшая медицина работает с болезнями. И эта существенная осо-
бенность – следствие сугубо аналитической методологической
установки, которая, сталкиваясь с практически бесконечным
множеством симптомов и признаков, идет по пути создания не
менее бесконечной классификационной системы. Когда есть ме-
тод, но нет теоретической системы, сознательное представление о
целостном объекте (в данном случае человеке) исключено. Более
того, здоровье как цель выпадает из фокуса внимания, поскольку
его достижение, а также понимание
не является целью
деятель-
ности
(!). Реальная цель, скорее, соблюсти все правила и ритуалы
действия, усовершенствовать метод.
(Цит. по: А.В. Петраш, Т.А. Яро-
славцев. От режиссера к сценари-
сту: парадигма Гиппократа // «Эл-