89
(Цит. по: Ильин И.А. Мой врач /
И.А. Ильин. Религиозный смысл фи-
лософии. – М.: ООО «Издательство
АСТ», 2003. – 694 с.)
А.В. Петраш, Т.А. Ярославцев
ОТ РЕЖИССЕРА К СЦЕНАРИСТУ:
ПАРАДИГМА ГИППОКРАТА
Авторитет Гиппократа в античности начал возрастать на из-
лете эпохи – т.е. в эллинистической культуре, со времен Галена; в
Западной Европе – с 16 века, когда началась массовая публика-
ция латинских переводов «Корпуса Гиппократа» из шестидесяти
сочинений. Сведения о его личности в том и другом случае были
легендарны и противоречивы; признание он получил благодаря
научному наследию, с которым можно было соприкоснуться че-
рез тексты. Именно совокупность текстов была признана чрезвы-
чайно значимой для медицины.
Любая медицина начинается с врача, т.к. он решает как, кого,
от чего и для чего лечить. Главный вопрос медицины в таком
случае – как учат думать врачей и о чем их учат думать. Напри-
мер, современных врачей, как и всех прочих, учат устанавливать
причинно-следственные связи. Методы их установления, а также
представления о мире, которые допускают эти методы, заклады-
ваются с усвоением теоретических знаний.
Очевидно: западноевропейская медицина принимает господ-
ствующую
научную
онтологию (естественно, с некоторым запоз-
данием, поскольку ее приходится заимствовать у физики и при-
спосабливать к собственным нуждам); основные методы иссле-
дования –
эмпирические
(индуктивные); медицинская практика
основывается на
технологиях освоения внешнего мира
(про-
странств, в которых по своей природе субъективный и личный
духовный опыт разворачиваться не может); тип устанавливаемых
отношений между явлениями –
причинно-следственные связи
в
смысле: причина всегда предшествует следствию во времени, од-
но следствие – одна причина, – эти представления доминировали
в картине мира Нового времени.