87
ботать
индивидуально верный образ жизни
и научить пациента
наслаждаться им
. Эти слова точно передают главную мысль:
настоящее «лекарство» – не горько, а сладостно; оно изобретает-
ся врачом для данного пациента, в особицу, и притом изобретает-
ся совместно с пациентом; оно должно вызвать у пациента жажду
жизни, дать ему жизнерадостность и поднять на высоту его твор-
ческие силы. Здоровье есть равновесие и наслаждение. Лечение
есть путь, ведущий от страдания к радости.
Есть поговорка: «Подбирай не Сеньку по шапке, а шапку по
Сеньке». Это верно и для всякой одежды и обуви. Это применимо
и к лекарствам, и к образу жизни. Нет всеисцеляющих средств;
«панацея» есть вредная иллюзия. Нет такого «впрыскивания» и
нет такого образа жизни, которые были бы всем на пользу. Если
врач изобретает новое средство или новый образ жизни (напр.,
режим Кнейпа или вегетарианство) и начинает применять его у
всех пациентов, – настаивая, экспериментируя, внушая и триум-
фируя, – то он поступает нелепо и вредно. Я называю такое лече-
ние «прокрустовым врачеванием», памятуя о легендарном раз-
бойнике, укладывавшем всех людей на одну и ту же кровать:
длинному человеку он обрубал «излишки», короткого он вытяги-
вал до «нужной» мерки. Такие врачи всегда встречались; они по-
падаются и теперь. Такой врач «любит» тех пациентов, которым
его новое средство «помогает», – ибо они угождают его тщесла-
вию доходолюбию; а к тем, которым его мнимая «панацея» не
помогает, он относится холодно, грубо или даже враждебно.
Утверждая все это, я совсем не отрекаюсь от всех наших лабо-
раторий, анализов, просвечивания, рентгеновских снимков, от
наших измерений и подсчетов. Но все эти арифметические и меха-
нические подсобные средства нашей практики получают свое
настоящее значение от верного применения: все это только началь-
ные буквы нашего врачебного текста; это естественнонаучная аз-
бука наших диагнозов, но отнюдь еще не самый диагноз. Диагноз
осуществляется в живом художественно-любовном созерцании
страдающего брата; и врачебная практика есть индивидуально
примененное исследование, отыскивающее тот путь, который вос-
становил бы в нем утраченное им органическое равновесие.
Но это еще не все. Горе тому из нас, кто упустит в лечении
духовную проблематику
своего пациента и не сумеет считаться с