85
Это значит, что я должен создать в себе – наблюдением и мыс-
лящим воображением –
для каждого пациента
как бы особый
«препарат», особый своеобразный «облик» его организма, верную
«имаго» страдающего брата. Я должен созерцать и объяснять его
состояния, страдания и симптомы через этот «облик», я должен ис-
ходить из него в моих суждениях и всегда быть готовым внести в
него необходимые поправки, дополнения и уточнения. Мне кажет-
ся, что этот процесс имеет в себе нечто
художественное
, что в нем
есть эстетическое творчество; мне кажется, что хороший врач дол-
жен стать до известной степени
«художником» своих пациентов
,
что мы, врачи, должны постоянно заботиться о том, чтобы наше
восприятие пациентов было достаточно тонко и точно. Нам задано
«вчувствование», созерцающее «отождествление» с нашими паци-
ентами: и это дело не может быть заменено ни отвлеченным мыш-
лением, ни конструктивным фантазированием.
Каждый больной подобен некоему «живому острову». Этот
остров имеет свою историю и свою «предысторию». Эта история
не совпадает с анамнезом пациента, т.е. с тем, что ему удается
вспомнить о себе и рассказать из своего прошлого; всякий
анамнез имеет свои естественные границы, он обрывается, стано-
вится неточен и проблематичен даже тогда, когда пациент
вполне
откровенен (что бывает редко) и когда он обладает хорошей па-
мятью. Поэтому материал, доставленный анамнезом, должен
быть подтвержден и пополнен из сведений, познаний, наблюде-
ний и созерцания самого врача. Он должен совершить это по-
средством осторожного предположительного выспрашивания и
внутреннего созерцания, но непременно в глубоком и осторож-
ном молчании («про себя»). Так называемая «история болезни»
(historia morbi) есть на самом деле не что иное, как вся жизненная
история самого пациента. Я должен увидеть больного
из его про-
шлого
; если это мне удастся, то я имею шанс найти ключ к его
настоящей
болезни и отыскать дверь к его
будущему
здоровью.
Тогда его наличная болезнь предстанет предо мною как низшая
точка его жизни, от которой может начаться подъем к выздоров-
лению.
Человеческий организм, как живая индивидуальность, есть
таинственная система
самоподдержания, самопитания, самооб-
новления
, – некая целокупность, в которой все сопринадлежит и