102
ность, а самозащита. Потому что сказать человеку: "Друг мой,
над тобой висит смерть", – значит, что ты с ним должен пройти
этот путь, это уже ваше общее.
На одном собрании я спросил старшую сестру госпиталя в
Кардиффе: "Что вы делаете, когда доктор вам скажет: "Я осмот-
рел этого человека, он не выживет"?" Она ответила: "Я к нему
иду, и если он мне ставит прямой вопрос, я ему косвенно отве-
чаю, и когда вижу волнение и беспокойство, говорю: "Да что же
вы беспокоитесь? Давайте выпьем чаю!" – и ухожу сразу, и
оставляю его как можно дольше, чтобы он успел сам продумать
свое состояние". Сестра боится смерти, боится о ней сказать…
если ты сам боишься, ты никакой поддержки не можешь дать
другому человеку.
О.С. Тут возникает вопрос о правде, – о правде и в медицин-
ской и в пастырской практике. Как относились те, с кем ты об-
щался, к этому вопросу?
М.А. Знаешь, это трудный вопрос, он не ставится с такой
простотой: неправда или правда. Неправду сказать очень легко,
это проблемы не составляет. Ты знаешь. что человек умирает, и
не хочешь быть вовлеченным в это драматическое положение и
говоришь: "Нет, нет, все будет хорошо! Ты сейчас себя чувству-
ешь хуже, но это потому что лекарства только начали действо-
вать, ты сейчас успокоишься, будет лучше..." – и уходишь. Но
правда не такая простая. Бросить в лицо: "Ты, дружок мой, при
смерти, готовься к этому!" – нельзя всякому человеку. В такой
форме никому нельзя сказать.
В течение всей болезни человека должна быть какая-то под-
готовка в этом отношении. Причем я много раз говорил студен-
там: готовьте умирающих не к смерти, а к вечной жизни. Не к
тому, что: "Вот, ты умрешь, тебя похоронят, и конец", а к тому,
что смерть – это переход.
О.С. Но это можно говорить верующим или тем, кто помнит
о своей вере, кто воспитан в христианской вере. Можно ли так
говорить неверующим врачам и студентам?
М.А. Я думаю, что в такой форме можно говорить даже не
всякому верующему. Сказать: "Ты умираешь, но смерть не конец,
а начало" – можно очень зрелому человеку. Но что можно сде-
лать – это постепенно готовить человека к тому, что смерть перед