Стр. 31 - 2

Упрощенная HTML-версия

31
кура, обратите внимание на связь физики и этики, а так же на
специфичное понимание того, каково истинное наслаждение по
Эпикуру.
В каждом из этических учений мы обнаруживаем определен-
ные ценности и понятия, посредством которых раскрываются
этические идеалы каждой школы. Обратите внимание на такие
понятия, как автаркия (самодостаточность), аскесис (усилие, об-
раз жизни), апония (отсутствие телесного страдания), атараксия
(невозмутимость души), апатия (бесстрастие), адоксия (воздер-
жание от каких-либо определенных суждений), афасия (молчание
по поводу природы вещей). Поясните, взаимосвязь данных цен-
ностей с той или иной моделью счастливой жизни, обращаясь к
философскому учению каждой школы в отдельности.
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Как древние греки воспринимали Космос? Какими качества-
ми они наделяли его? Есть ли связь между мифологическим
восприятия Космоса и его пониманием досократиками?
2. Чем софисты как
учителя мудрости
отличаются оп первых
греческих философов – досократиков?
3. Как бы Вы могли проинтерпретировать знаменитое высказы-
вание Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существу-
ющих, что они существуют, и несуществующих, что они не
существуют»?
4. Как вы считаете, какова взаимосвязь позиций Сократа и Пла-
тона? Как можно пояснить ее, опираясь на высказывание
А.Ф. Лосева: «Платон вырастает на плечах Сократа»?
5. Как Вы считаете, можно ли согласиться с киниками в том,
что человек должен быть «нагим и свободным»?
6. Как Вы считаете, что означает мысль Сократа о том, что че-
ловек есть существо, постоянно испытывающее самого себя
и условия своего существования? (Обратите внимание на
слова Сократа: «А без испытания… Жизнь не в жизнь для
человека»).
7. Какой смысл вкладывали греки в понятие меры? В чем за-
ключалась с их точки зрения ценность меры?